Математика — гимнастика ума. Принято за аксиому, и никто не спорит. Но вот вопрос: А что же такое мышцы ума? Гимнастика для чего?
Вот один из двух отрывков, который нужно было перевести с латинского на русский на выпускном экзамене в Вологодской губернской гимназии (1872/1873 учебный год):
«Опечаленная потерею сына, Томирида поклялась отомстить за смерть его; но так как она видела, что она слабее Кира на открытом поле, то решилась победить его хитростью. Притворным бегством она завлекла Персов в горные ущелья, где они, незнакомые с местностью, были совершенно истреблены. Сам Кир, храбро сражаясь, пал в битве, покрытый многими ранами. Рассказывают, что Томирида велела отрубить голову Кира и бросить её в кожаный мех = (отрубленную голову бросить), наполненный человеческой кровью, чтобы он мог там пить сколько ему угодно, так как при жизни он всегда жаждал крови и никогда не мог ею насытиться».
Ещё как трудно! Но во время учения гимназисты получили крепкие интеллектуальные мышцы (латынь и древнегреческий) и инструменты для наращивания и тренировки этих мышц (математика).
И ещё аспект. Вечные классические сюжеты — противоядие от легкомыслия, от барахтанья в сиюминутном. У них, если так можно выразиться, временной размах на несколько порядков выше — не для выращивания временщиков.
Интересно, что хотя в гимназии, в отличие от реального училища не изучались ни физика, ни химия, ни биология, пять из шести выпускников того (1872/73-его уч.года) года поступили (без экзаменов) в С.Пб Медико-хирургическую Академию. Аттестат или свидетельство об окончании гимназии (аттестат получал отнюдь не каждый) были гарантией того, что человек овладеет знаниями любой направленности.
В советской школе от гимназии взяли математическую составляющую (Плюс естественнонаучная составляющая от реальных училищ, которая привлекала не только своей прагматичностью, но и аполитичностью). Гуманистика (новое, в интернете наткнулась, словцо!) страдала.
Гуманистика страдала. И
Что наблюдаем сейчас? Конкретно. Вот увидела я, к примеру, что от природы сильные умом детишки чаще и чаще (в выпускных классах — масса!) обращаются к репетиторам.
Почему же в школах недоучивают? — подумала. И ответ напросился сам: «ЕГЭ».
С одной стороны, сдать ЕГЭ по русскому может и человек, читающий по слогам (знаю факты). С другой стороны, сдать ЕГЭ по русскому можно при условии, что готовишься именно к сдаче ЕГЭ, а не осваиваешь премудрости нашего великого и могучего.
Итак, вот увидела я, что ЕГЭ — зло, и что делать?
С «вертикалью», которая какой-никакой сколок с империй, всё ясно — темна, но железобетонна! И куда податься?!
Технологии карикатурной демократии — фи! — отталкивают. Нужны реальные социальные механизмы и инструменты. Но! Их, готовых, нетути или мне неизвестны, или их надо УМЕТЬ выстроить.
Вот подумываю, не поступить ли учиться, хоть в юридический. Интересно, без ЕГЭ примут?
Одарённые дети в неодарённом контексте – 6
[Блогово]