5 июня 1918 г. в Вологду, ровно 95 лет назад прибыла на бронепоезде необычная миссия. Она называлась «Советская ревизия» и действовала под руководством видного большевика М.С. Кедрова. Ленин поставил перед «Ревизией» задачи наведения социалистического порядка самыми решительными методами. В Вологде, несмотря на формальное главенство Советской власти, продолжала еще действовать буржуазная Городская Дума, выходили небольшевистские газеты, граждане свободно, ничего не опасаясь общались с иностранными дипломатами, здесь было много бывших царских офицеров. По городу циркулировали слухи о близком конце Советской власти. И вот в городе появляется "Советская ревизия«.Процитируем соответствующий отрывок из моего романа «Дипломатический корпус»:
«Состав не был пассажирским. В штабном вагоне, окруженный охраной и пулеметами находился народный комиссар Михаил Кедров, председатель Советской ревизии, призванной разобраться с контрреволюцией в Северных губерниях. В течение недели беззаботная жизнь в Вологде ушла в прошлое. Кедров распорядился закрыть все вологодские отделения частных банков, распустить Вологодскую городскую думу, предать аресту „за агитацию“ присяжного поверенного Трапезникова.
Из перечисленного удалось справиться только с банками, и то не со всеми. В Вологде продолжало работу отделение американского „City Bank“. Думские служащие, были в недоумении, они осуществляли важную повседневную работу, следили за решением коммунальных вопросов. Зачем их увольнять?
Владимир Трапезников, адвокат, журналист, краевед и активный член социал- демократической группы „Единство“ широко известный в Вологде человек сумел скрыться, как потом выяснилось, уехал на поезде в Москву. Поиски не привели к результатам. Вскоре Кедров отбыл на север. Его ждали в Архангельске, где большевистская власть испытывала огромные трудности. Вологжане облегченно вздохнули, никто в городе не догадывался, что оставалось всего две недели относительного спокойствия и размеренной жизни».
Кедров вернется в Вологду в начале августа 1918 г. и только тогда жители города поймут, что они потеряли в связи с отъездом из города членов «Дипломатического корпуса», исчезло не только великосветская праздность и веселье, исчезло ощущение свободы. Вместо нее в дома вологжан постепенно стал вползать страх за себя и своих близких. Этот страх пришел вместе в революционными солдатами подразделения «Советской ревизии» и уничтожил в городе остатки вольностей. Те из местных жителей, кто успел отбыть летом 1918 г. в Архангельск и оказался в августе под защитой союзных войск и демократического правительства Н.В. Чайковского, продлили на полтора года ту атмосферу свободы, которая была весной-летом 1918 г. в Вологде и перебралась вместе с дипломатами в конце июля в Архангельск.
Кедров на славу потрудился в борьбе со всеми, кто сомневался в идеалах военного коммунизма. В городе до недавнего времени была набережная, названная именем этого палача. С счастью, справедливость восстановлена и фамилия кровавого коммуниста исчезла с карты Вологды.
Эта пока еще малоорганизованная публика в дальнейшем станет частью Шестой Советской Армии, предтечей которой была «Советская ревизия», руководимая Кедровым.
Сам М.С. Кедров