Один раз - не ГЛОНАСС

[Блогово]

Глобальная навигационная спутниковая система — и гордость, и очередной позор россиян. В связи с коррупционным скандалом вокруг ГЛОНАСС прямо в Вологде, имеет смысл оценить практическую пользу для гражданского населения и соразмерить с ней планируемые обязательные расходы — хотя бы те, которые на земле, а не в космосе.

Чего бы мы хотели от ГЛОНАСС, установленного уже почти на весь инфраструктурный транспорт?
Хотели бы, чтобы водитель скорой мог выбрать маршрут объезда пробки, хотели бы загрузить на мобильное устройство схему движения общественного транспорта с передвигающимися по ней в режиме реального времени маршрутками. Вот, пожалуй и все, не считая мечты увидеть на карте все засады ГИБДД. Вместо этого нас осчастливят целых три раза за наш же счет; и все три раза не навигацией, а мониторингом, что переводится на русский, как слежка.

Во-первых, тахографы. Цель — выявить и наказать нарушителей скоростного режима и режима труда и отдыха, что теоретически приведет к большей безопасности на дорогах. Обязательны для установки на междугородних автобусах и на всех грузовиках.

Закон вступил в силу с 1 апреля, однако еще в феврале ФСБ опомнилась и МинТранс запретил устанавливать тахографы без специальной системы шифрования СЗКИ, которые наша промышленность не выпустила в нужном объеме, а иностранная по понятным причинам не выпустит никогда. В результате 22 мая ГосДума приостановила действие закона, до 1 апреля 2014 года никто не будет оштрафован. Проблема в том, что наказаны законопослушные, те, кто честно установил прибор к 1 апреля, а теперь должен будет его выбросить. Все импортные тахографы, например, к 2015 году окажутся вне закона.

То есть, понимаете, ФСБ, только в феврале сообразила что вся эта техника будет передвигаться бесконтрольно, как в старые времена, и догадалась воткнуть свой чип в каждый грузовичок. А мы за это заплатим. Два раза.

Во-вторых, собственно система мониторинга транспорта ГЛОНАСС. Предназначена для эффективной логистики и предотвращения нецелевого использования. Десятки законов, приказов и постановлений обязывают оборудовать терминалами для спутникового слежения транспортные парки целых отраслей, весь муниципальный транспорт и весь транспорт, выполняющий муниципальный заказ. Отечественную систему спутниковой навигации поддержали все министерства... с упорством, достойным лучшего применения, поскольку новые тахографы (см.п.1, не запутайтесь), которые теперь единственно и допущены к обязательному применению, содержат кроме блока СЗКИ приемник/передатчик ГЛОНАСС/GPS и после доработки могли бы выполнять все те же функции. Очевидно, тахографы предназначены для оперативной передачи информацию о местонахождении и скорости транспорта только в ФСБ, потому что диспетчерской службе предприятия или учреждения предложено снимать данные с прибора... ежемесячно! ... вручную!!! и хранить.

Итак, вернемся к телематическим терминалам ГЛОНАСС, явно частично дублирующим функции тахографа. Отсрочки на них нет, но ГИБДД обещает не усердствовать пока со штрафами.

...С ГЛОНАСС в Вологде вышла презабавная история. При средней стоимости диспетчерских услуг 300 рублей в месяц по оценке экспертов, в Вологде, благодаря свеженькой фирме, имеющей все признаки фирмы-прокладки, с каждой единицы транспорта перевозчики заплатят целых 3000 рублей, в десять раз больше. Часть денег удачливый предприниматель получит из бюджета, ну, а по большей части из карманов граждан с помощью роста тарифов на вывоз мусора, транспортного налога, цены билета на общественном транспорте. По двум последним показателям Вологодская область и так лидирует в округе...

Надо отметить, что внутри каждой из трех систем мониторинга создается отдельная разветвленная инфраструктура, оплачивать функционирование которой мы лично, опосредованно или из бюджета будем вечно. Это, не считая ФСБ, которой тоже придется пополнить штат.

Абонентская плата — стабильный доход муниципальных коррупционеров, а вот третья часть Марлезонского балета — система экстренного реагирования на аварии ЭРА-ГЛОНАСС — ее пока не предполагает, ну да время есть. К 2020 году, когда телефон с GPS или ГЛОНАСС будет и так у каждого, правительство обяжет уже абсолютно всех водителей установить еще одно устройство, которое подаст сигнал в случае аварии. Техническое решение прибора очень простое, но не получится быстро связать в единую сеть все экстренные службы.

Однако, мысль отложить введение теперешних ГЛОНАСС-терминалов или тахографов и доработать их с расчетом на перспективу, заменив уже имеющуюся простую тревожную кнопку блоком реагирования на аварию, никому не приходит в голову. Несчастный владелец грузовичка в соответствии с растущими потребностями монополистов будет устанавливать и устанавливать все новые и новые приборы.