Вначале
По соседству с нами жил дядя Паша, бабушкин племянник. Я помню, как дядя Паша делал нам забор. Он деловито ходил по двору в белоснежной майке и шляпе, какие носили в ту пору, что-то вымерял, приколачивал, пилил. Я время от времени таскал из его ящика инструменты, а он строго говорил мне:
— Если берешь инструмент, клади его на место, иначе вырастешь растеряхой.
Я знал, что дядя Паша был на войне, но у него не было наград. Вернее на военных фотографиях они были, но на 9 мая он почему-то их никогда не надевал. Надо сказать, участники войны тогда были молодыми, лет 50, некоторым и пятидесяти не было.
Дядя Паша был сыном моего двоюродного деда (бабушкиного брата Александра) от первого брака. Его отец, Александр Петрович, в войну был военным корреспондентом, а после войны женился второй раз, уехал в Пермь, где работал главредом областной газеты.
Послевоенная история дяди Паши оказалась куда более драматичной. Как-то из детского интереса я спросил его:
— Дядя Паша, а где твои ордена?
Он ответил мне довольно крепко, не взирая на мой нежный возраст:
— Где? Где? В одной прекрасной пи...де!
Как выяснилось многим позже, грубый ответ его был недалек от реальности.
Дядя Паша был офицером, командиром разведчиков и настоящим героем. Много раз он ходил за линию фронта, выполнял самые отчаянные задания, добывал «языков»... В самом финале войны у дяди Паши случился фронтовой роман, он страстно влюбился. Так вышло, что свою возлюбленную он увел у какого-то штабного полковника. Женщин на фронте было не много и, как сейчас принято говорить, конкуренция была высокой. Полковник с подобным положением дел мириться не захотел и вызвал дядю Пашу на дуэль.
Жребий первого выстрела достался полковнику.
— Какой из штабиста стрелок? — говорил дядя Паша, — Пах! Пах! Только чуть фуражку зацепил.
— А ты чего?
— Чего-чего? Положил ему ровно между глаз...
А дальше был трибунал. Дядю Пашу лишили всех наград и офицерского звания. Учитывая боевые заслуги, срок дали не большой. Возлюбленная разжалованного разведчика тут же его разлюбила и нашла другого. А я узнал, куда делись дяди пашины ордена.