Вот есть два утверждения. Первое: у Вологодской области огромное культурное наследие. Второе: туристов в Вологодскую область ездит сравнительно мало.
За первое утверждение очень любят цепляться, когда пытаются решить проблему, связанную со вторым. Прямым текстом заявляют: культурного наследия великое множество, а значит, столь же велик потенциал для развития туризма. Неслучайно же с недавних пор за туризм призвано отвечать министерство культуры (впрочем, в прошлом туризм был в ведении министерства спорта и молодёжной политики и выглядел там ещё более нелепо).
Притом я никак не могу уяснить, зачем между культурным наследием и туристическим потенциалом ставить знак равенства. Это совершенно разные вещи. Во-первых, туризм бывает не только культурный — тут и природный, и деловой, и семейный, и сельский и т.п. — видов великое множество. Во-вторых, есть основная наука, которая занимается туризмом. Это не история, не культурология и не музеология. Это — экономика.
Если мы говорим о прибыли в бюджет от туризма, мы говорим в первую очередь не о культурном наследии. Мы говорим об экономике региона и актуальных инвестициях в туристическую сферу. Если в туристическую сферу не инвестировать либо инвестировать неграмотно, получается Устюжна. Где есть культурное наследие в ужасающем состоянии, и, видимо, считается, что одно оно (даже без реставрации) способно привлекать внимание туристов. Бренд «Город кузнецов» — это, конечно, хорошо. Но когда инфраструктуры вокруг ноль целых ноль десятых — это как раз тот самый культурный туризм по-русски.
Сколько ни бегай вокруг развалин храма в условной деревне Сосновская, ни устраивай летние «праздники деревни», туристов в абстрактную Сосновскую не заманить. И не заманить их туда даже восстановленным храмом (почему-то, когда сокрушаются о большинстве разрушенных сельских храмов, забывают, что их архитектура в 90 % случаев была весьма проста). Вот когда в Сосновской появятся гостевые домики, приличный магазин, в котором не будет жутких подносов с вонючей рыбой на прилавке (холодильник? нет, не слышали), когда к Сосновской можно будет проехать без помощи трактора и грейдера — только тогда есть определённые надежды на какой-то приток туристов. И то не факт. Москвичам деревня Сосновская в условном Вашкинском районе не нужна. Им неплохой «сельский туризм» предложат и поближе — в Ярославской, Владимирской областях.
Губернатор Кувшинников может сколько угодно рекламировать вотчину деда Мороза и летать в Великий Устюг на вертолёте или даже самолёте. Но автовокзал города от этого лучше не станет. Ведь губернатор его вообще не видел, наверное, и совершенно точно никогда не бывал в тамошнем прекрасном (спасибо, что ещё бесплатном) туалете. Между прочим, именно сюда из Котласа, реже из Вологды приезжают туристы, путешествующие индивидуально. Первое впечатление от Великого Устюга у них остаётся самое замечательное. В кавычках. Уж, ей-богу, лучше бы этот туалет был платным, но приличным. Или то, что его не видят тургруппы, автоматически ставит его в разряд ненужных объектов?
Вот есть замечательный маршрут «Соляной волок» (Тотьма — село имени Бабушкина — Солигалич), который я волей судьбы сижу — и разрабатываю. И понимаю, что пока на большом двадцатикилометровом участке дороженьки Тотьма-Солигалич на границе Вологодской и Костромской областей не исчезнут непролазное болото (весной и осенью), огромный сугроб (зимой) и глубокие ямы (летом), этот маршрут попросту обречён на неудачу. Никому не интересно скакать по ухабам и глотать пыль, кроме, может быть, нескольких экстремалов. Особенно ради совершенно убитой красоты Солигалича, близкого по состоянию памятников культуры к Устюжне.
Конечно, проще всего в километре от относительно хорошей трассы вроде м8 или а114 расчистить какой-нибудь родник, объявить его святым, сляпать около него деревянную кривобокую часовню и объявить еженедельные экскурсии для туристов. И самое интересное, что будут ездить. Однозначно будут. И деньги принесут. Но только тот ли это культурный туризм? Лично мне вполне хватило однажды созерцания полубезумных паломниц, обливавших себя в +13 холодной водой из якобы чудотворного колодца, а затем карабкавшихся босиком по почти отвесному грязному холму (потому что так надо).
Грамотный пиар таких совершенно левых, якобы чудотворных мест оставляет в стороне гораздо более примечательные уголки нашей страны, в которых действительно есть что посмотреть. Но их некому качественно прорекламировать. Памятники их не на что отреставрировать. Инвестиции некому и неохота вкладывать. Богатая история таких городков осталась безнадёжно в прошлом. И живут они на просторах нашей страны — с убитыми дорогами, совковыми столовыми, жуткими гостиницами. И будут жить.
Потому что есть культурное наследие. Оно одно привлечёт туристов. Ждём.
Культурный туризм
[Блогово]