История, как известно, движется по спирали. 95 лет назад в 1918 г. точно так же как и сейчас, празднование Первого мая, тогда еще нового советского праздника, пришлось на середину страстной недели, что ужасно рассердило верующую часть населения.
Патриарх Тихон пригрозил проклятием всем, кто будет участвовать в первомайских торжествах, в церквях усердно молились за избавление России от жупела большевизма, который виделся православным не иначе как в образе дьявола с рогами. Но, несмотря на сопротивление традиционной культурной среды, празднование состоялось. О том, как это происходило в Вологде, расскажет дневник секретаря французского посольства графа Луи де Робиена.
«Среда, 1 мая 1918 г. очень спокойный день. В Москве и в Вологде обыкновенные шествия и ни одного серьезного выступления против власти. Вокзал в Вологде украшен красными хоругвями революции и сосновыми гирляндами, обрамляющими лозунги из красной материи на которых огромными буквами написано: „Да здравствует Интернационал!“, » Да здравствует братство народов!" и т.д. В городе между телеграфными столбами натянули гирлянды из сосновых веток с красными бумажными транспарантами. Вечером зажгли несколько бумажных фонариков.
К полудню один из самолётов сделал несколько кругов над городом, подлетел к вокзалу, чтобы поприветствовать представителей союзников. Он пролетел совсем низко, едва не касаясь крыш вагонов, чем распугал всех ворон! Вот и все. Хватило одного года революции, чтобы все пресытились праздником Первое мая.
Праздник был осужден патриархом и толпа верующих, выходивших с вечерней службы со свечами в руках, странно контрастировала со скудной иллюминацией официального торжества. Русская душа была еще верна своим традициям и если принимать во внимание большевиков и попов, то этим вечером верх одержали попы«.
Увы, французский аристократ ошибался. Праздник Первое мая год от года все больше завоевывал умы жителей Советской России, отодвигая церковные праздники с улиц городов и деревень на кухни и в подполье.
Советской власти нет уже 22 года, а Первое мая продолжают праздновать, как праздник весны и кое-кто все еще норовит вспомнить о солидарности трудящихся.
В этом году снова повторилась ситуация 1918 г. Так может лучше всем нашим православным завтра прийти в храмы и молитвой доказать свою приверженность вере Христовой, а не гневить бога на демонстрации и шашлычных посиделках!
Вот только чувствую я, что этот призыв останется «гласом вопиющего в пустыне».