Все для туриста-4. Упущенные возможности

[Блогово]

Вологодскому, дважды ненужному, имени Позгалева, комитету по борьбе с туризмом посвящается





Упущенные возможности



Гусляр Великий.



«Дорогой наш брат по разуму, вы находитесь на Земле, в Вологодской области, в городе Великий Гусляр».



Это нужно было очень постараться — сохранить в тайне от приезжающих туристов то, что Великий Устюг — это Гусляр Великий Кира Булычева.

А ведь именно в Великом Устюге историк Игорь Можейко чудесным образом превратился в писателя Кира Булычева. Именно от нескольких дней, проведенных в Устюге 70-х, берут начало циклы рассказов о маленьком городке Великий Гусляр, который облюбовали пришельцы из Космоса.

Ну, вот вам и еще один брэнд — база гостей из Космоса. Аттракционы, стоянка космических кораблей разных типов...

Где взять? Да умельцы с судоремонтного вам таких кораблей настроят, только дай материалы да не мешай! Настоящие инопланетяне прилетят посмотреть, не то что туристы со всей России.

Не найти рядом с Устюгом озеро Копенгаген? То самое, где происходит подледный лов крокодилов?

«Им нужно было пересечь бывшую Базарную, затем Сталинскую, а ныне площадь Землепроходцев».

¬Экскурсии по Устюгу 70-х годов. Магазины, сохранившие интерьер того времени, соки из стеклянных конусов, молоко в стеклянных бутылках, колбаса по 2.20, да даже водка по 3.62!

Зоомагазин, тот самый, в котором продавались настоящие золотые рыбки.



Проект ностальгия

А уж какая уникальная возможность есть в Чагоде!В поселке, который начали строить в 1926 году, сохранились почти в первозданном виде две улицы, Первомайская и Революции. Добротные деревянные двухэтажные дома, построенные по проектам питерских архитекторов дореволюционной выучки, зеленые, уютные улицы. В них неповторимый дух эпохи, когда люди верили в лучшее будущее. В глазах местных жителей и работников ЖКХ это — ненавистные «деревяшки», а если расселить эти дома, сделать ремонт, музеефицировать хотя бы две эти перекрещивающиеся улицы, то получится уникальный туристический объект не то что всероссийского, а мирового значения!

Представьте — приехавшим туристам дается возможность побродить по улицам рабочего поселка сороковых годов! Пожить в этих домах!

Хотят — в доме, где воссоздана обстановка годов тридцатых-сороковых, с примусами и патефонами, с печным отоплением, с портретами товарища Сталина на стенах. Фикусы, железные кровати с никелированными «шишечками», черная тарелка репродуктора. И милиционер в синей габардиновой гимнастерке заходит проверить соблюдение паспортного режима.

А вот — дом годов шестидесятых. Первые телевизоры, репродукторы, из которых раздается бодрая музыка, звучат репортажи со строек коммунизма, газеты с портретами Хрущева и Гагарина...

В клубе — крутят кино на старом киноаппарате, в фойе — танцы под музыку с пластинок.

А вот — магазин, где сок наливают из стеклянных конусов, колбаса по 2.20, молоко и кефир в стеклянных бутылках с фольговыми крышечками, водка по 2.87 и 3.62.

Женщины оденутся в крепдешиновые платья, мужчины — в брюки с широкими штанинами, а где-то в 2010 году женщины в швейной мастерской шьют одежду по лекалам и моде прежних времен. (Рабочие места!)

И уж один-то автомобиль «Победа» можно найти, и 21-ю «Волгу».

Представьте, сколько фильмов здесь снимут, и вы поймете, что и рекламы особой не надо будет, только указать — такой-то фильм снимали вот здесь, а этот — вот здесь.

Вернуться в свое детство, посмотреть взрослыми глазами на жизнь своих родителей и бабушек-дедушек... Да со всего бывшего Советского Союза, со всего митра поедут сюда, только успевай поворачиваться, встречать гостей, складывать деньги...

Но! Местные власти ничего для сохранения этого уникального квартала не могут и не хотят сделать.

Областные власти, может и смогли бы, но — на фига им это надо?



Туризм — это конкуренция.

Спрашивается — зачем турист из Ярославля или Москвы поедет в Вологду? Бивень мамонта он и у себя дома увидит, в пыльной витрине местного музея.

Всё ищут какую-то изюминку, которая бы отличала Вологодчину от соседних областей, так вот же она — конный туризм!

Почему-то, по инерции, конно-спортивный туризм представляют только как верховой, а минимальная подготовка всадника занимает, по крайней мере, месяц. Между тем, в России, с её необъятными пространствами давно придуманы такие устройства, с помощью которых лошади перевозили и немощных старцев, и грудных младенцев. И ещё в XVI веке иностранцы радостно удивлялись, когда в трескучие морозы их помещали в закрытые утеплённые сани, где для тепла были положены нагретые каменные или медные плиты.

И вовсе неудивительно, что именно на бескрайних просторах России родилось такое чудо — птица-тройка!

Лошадка — двигатель туризма

Зимний сезон в Кириллове — практически «мёртвый сезон». Да и возможности летнего, «пароходного» туризма ограничены, поскольку Мариинская система безнадёжно устарела и требует реконструкции.

Предложите туристам прокатиться от Вологды до Кириллова на конном экипаже, и тут же посчитайте, сколько рабочих мест это даст! На автобусе — шмыг — и там! Ну, вы бы ещё на самолётах туризмом занимались...

А на тройке, в тарантасе или санях, или в заново сконструированном дилижансе, запряжённом парой коней, этот путь займёт день, а то и два, и тогда вполне оправданы будут остановки в Сяме, на родине Гиляровского, и в Кубенском, и в Новленском, и в Никольском Торжке... (Дотошные американцы в своё время посчитали — в 1907 году средняя скорость конной упряжки по улицам Нью-Йорка составила 18,4 км. в час).

Сколько нужно этих станций? Можно посчитать. В своё время, когда по дорогам передвигались только конные экипажи, и лошадей нужно было на станциях менять, по дороге от Москвы до Вологды Вологда была 17-й по счёту станцией. От Москвы до Вологды — 480 километров, значит станция нужна в среднем через 25-30 километров. От Вологды до Кириллова — 150, значит...

Всего четыре промежуточных станции нужно построить! И ничего нового изобретать не нужно! Примерно на этом расстоянии и стоят Кубенское, Новленское, Нефедово и Никольский Торжок.

И на каждой станции — нужна конюшня с просторными и светлыми денниками, и каретник для экипажей, и сервис для лошадей и экипажей, и постоялый двор с интерьером XIX века, и трактир с блюдами настоящей русской кухни. Щи богатые, окрошка, ботвинья и солянка, поросёнок с кашей и хреном, уха, пироги. А вместо синтетических водичек — ядрёный квас, медовый сбитень, чай из самовара.

Захотел турист — остановился в Новленском, ловит рыбу, парится в бане, по озеру на лодочке катается. Хочет — в избе ночует, на печи, и романтический ужин при свечах, из этой же печи. Отварная картошечка в чугунке, зарумянилась поверху, да грибочки солёные, да капуста квашеная, да огурчики...

Вот вам и деревенский туризм, когда городские детишки визжат от восторга, увидев, откуда берётся молоко, и с удовольствием пьют парное молоко. Вот вам и поступления в бюджет сельских поселений, вот вам и программа занятости населения.

И тут же, при экзотике из 18 века — и сотовая связь, и Интернет, и тёплый туалет.

Захотел — садится снова в дилижанс на колесах или полозьях, в котором уже сменили упряжку лошадей, а в ёмкости под скамьями уже загрузили нагретые чугунные чушки, которые и будут зимой создавать комфортную температуру до следующей станции.

И эти дилижансы ведь ещё нужно построить на одном из вологодских заводов, и обслуживать!

* * *

Понятно — небольшое удовольствие тащиться в конной повозке по шоссе, где низко-низко летают зверообразные «мерсы» и дышат дизельным перегаром Камазы, так что заневолю придётся строить параллельную дорогу, закрытую для автомобильного транспорта. Но, во-первых, стоить километр такой дороги будет значительно дешевле, чем автомобильное шоссе с его многотонными нагрузками, а во вторых, эта же дорога превратится в единственную в России велосипедную дорогу, что ещё привлечёт к нам вело-туристов, которые доедут до Вологды поездом, а дальше сядут на своих железных коней, и оставят свои деньги в Вологде, на тех же станциях, и в Кириллове. Да здесь же прокат велосипедов.

Да по этой же дороге проводить и велосипедные соревнования! Вот вам и реклама эко-дороги, и привлечение туристов.

Путешествовать не спеша, (но быстрее, чем в московских «пробках»), на свежем воздухе, в тишине, под пенье птиц, с парным молоком, с пикниками на лесных полянах или на берегу озера. Желающих будет! Не все сразу, в очередь!

Ведь тишина и красоты природы сочетаются с комфортом и последними достижениями техники. В багажнике дилижанса или повозки — всё необходимое для того же пикника. Случилась какая нужда — звонок по сотовому телефону и с ближайшей станции спешит на помощь или конная «техничка», или карета «скорой помощи», или просто повозка с киоском на колёсах.

* * *

Конечно, в один год эко-дорогу со станциями не построить. Но зимник для экипажей на полозьях — хоть сейчас!

И уже сейчас можно запустить пробные маршруты для туристов.

К примеру — в Вологде, от Ананьино (летняя резиденция вологодских епископов) по параллельной дороге через Дудинское, Майский, Хреново и Марфино (родина «вологодского масла») до архитектурно-этнографического музея Семенково, ( 8 километров). Или — по замёрзшей реке Вологде — от Соборной горки до Прилук. 5 километров в санях, запряжённых тройкой, экскурсия по Прилуцкому монастырю, и обратно, да колокольчиками...

А от Кириллова через Зауломье, Зыбошное, Белоусово, Оденьево, Цыпино — до Ферапонтово, (18 километров) или до Гориц (8 километров).

Не знаю, как вам, а мне кажется, что крестьянская лошадка, кормившая и возившая нас сотни лет, вполне сможет вывезти и вологодский туризм.

Только бы Зайцев со Смирновым не мешали...

Пусть тихонько стоят в сторонке.

Что делать с комитетом по борьбе с туризмом

Сколько, говорят они, в год приезжает туристов?

Два миллиона?

Простая арифметика — платить им по рублю за каждого туриста. На всех — два миллиона рублей в год! Вот пущай на эти деньги и штат сотрудников содержат, и по миру катаются в интересные командировки...

Сбегут от безденежья?

И хрен с ними.

Красивых проектов развития туризма и и инвестирования Марсом и Юпитером денег в вологодскую деревню я насочиняю — во-о-о-т столько, И при этом мне не нужно платить таких безумных денег, которые сжирает ведомство Зайцева и подневольный ему комитет по борьбе с туризмом.

Невелик эффект от моих писаний? Так и от Зайцинга с его «туристами» нисколько не больше.



Как приезжали в Кириллов 350 тысяч туристов, так и будут приезжать.

А на деньги, сэкономленные от комитета по борьбе с туризмом, выпустить для продвижения Вологды на российском туристическом рынке «Путеводитель по памятным, таинственным и загадочным местам Вологодской области» (Для иностранных потребителей и жителей Москвы и Питера — легкопереводимый брэнд «Вологда — настоящая Россия». Vologda — is genuine Russia!)