Когда сравнивали жизнь в Советском Союзе с жизнью в Российской империи, то за точку отсчета принимали 1913 год.
Мы привыкли к этому сравнению относиться иронически, читая эдакие перлы — В 1913 году в нашем городе не было ни одной газовой плиты, а сейчас — столько-то тысяч...
Между тем, 1913 для сравнения был выбран не случайно.
Это был последний относительно спокойный год.
Дальше война, Февральская революция и Октябрьский переворот и хаос Гражданской войны.
Итак, Вологда, 1913.
Относительно небольшой город едва успел перешагнуть за железную дорогу. От реки до железной дороги граница города проходила по Петропавловскому переулку (ул. Левичева), за железной дорогой первая улица — Завокзальная — застраивалась одно-двухэтажными деревянными домами для станционных служащих, рабочих депо и путейцев. (Нынешняя ул. Можайского). В советское время эти добротные деревянные дома высокомерно именовали бараками. Среди них — и дом начальника отделения железной дороги, стоящий и доныне. (Можайского 19)
В Заречье город упирался в улицу Заболотную (Карла Маркса). По эту сторону улицы стояли дома, а по правой стороне тянулись болота.
Город быстро рос — 1863 год — число жителей в Вологде 19 238. 1893 год — 27 291 1913 год — 45 286.
В 1913 году из 70 вологодских улиц 37 были вымощены камнем, 8 — частично замощены — на выезде из города, 25 улиц имели деревянный настил.
Ну, и пешеходные деревянные мостки, требовавшие особого навыка хождения по ним — небольшой ширины, так что трудно было разойтись встречным пешеходам, и с разным уровнем настила у каждого дома, отчего нужно было идти осторожно, особенно ночью.
Жилищный ответ.
Купить квартиру (в нашем понимании) в Вологде было практически невозможно. Продавались и покупались дома. Средняя цена — 30 рублей за кв. м.
Средняя цена аренды —
За 40 рублей можно было снять хорошую квартиру в центре Вологды, но можно было вполне удобно жить и за
Меблированные комнаты
Снять «угол» — получить койку в семейном доме — от 80 копеек до полутора рублей в месяц.
Гостиница — от 60 копеек в сутки стоил вполне приличный номер, для непритязательных приезжих крестьян, не имеющих в городе родственников — постоялый двор, где за 10 копеек находилось место и крестьянину, и его лошади. Ну и за
Или — в самом дешевом трактире — тарелка щей с мясом — 6 копеек, гречневой каши — 4 копеек.
Построиться было относительно просто — бюрократические препоны были минимальными. Выбирай типовой проект (регламентирующий внешний вид здания), вези бревна, ставь дом. ВСЕ согласования, чертеж дома и участка помещались на одном листе бумаги размером А 3 (42 на 30 сантиметров).
Для строительства жилого дома достаточно было взять за основу рисунок фасада из специального альбома и разработать собственный план внутреннего расположения комнат (его образец не регулировался). После чего проект должен был пройти согласование у губернского архитектора, который проверял соответствие требованиям, а мог и добавить или подправить декор.
Обязательные требования — число осей здания должно быть нечётным, высота здания не менее 4 аршин, а окон — не менее 2 аршин, простенки обязательно шире, чем окна, а крыша по высоте — не больше одной трети ширины здания.
Результат — практически безупречная архитектура Вологды, остатками которой мы восхищаемся и посейчас, и возможность каждого улучшить свои жилищные условия.
Сколько зарабатывали?
Мы несколько раз будем возвращаться к этому аспекту жизни вологжан — как и сколько они зарабатывали.
И — на что и сколько тратили.
А пока лишь несколько штрихов — средняя заплата по России в 1913 году — 37 р. 50. коп., столько же получал и внетабельный канцелярист, не получивший даже самый низший гражданский чин коллежского регистратора.
Городовой среднего оклада (аналог нынешнего сержанта ППС) — 20 р. 50 коп. Дворник — 18 рублей в месяц, но старший дворник — 40 рублей.
А рабочие дефицитных специальностей — кузнецы, слесаря — от 40 до 100 и больше рублей.
Как раз в 1913 году с открытием моста через Волгу в Ярославле, в Вологде открылось полноценное железнодорожное движение — 21 февраля в Москву отправился первый прямой беспересадочный поезд. До того железная дорога на Москву была, но — узкоколейная, и через Волгу у Ярославля переправлялись на пароме. За несколько лет до этого железная дорога соединила Вологду с Санкт-Петербургом, Архангельском и Вяткой (Киров). И сейчас, спустя 100 лет, участок Вологда-2 — Лоста-Сортировочная — самый грузонапряженный на всей сети дорог!
От станции Вологда-1 была проведена железнодорожная ветка до речного порта, для перегрузки на речные суда. Суда Северного пароходного общества ежедневно отходили от пристани Вологда на Устье Кубенское, Тотьму, Великий Устюг, Котлас и Архангельск.
Провинциальная тихая Вологда в течение нескольких лет превратилась в крупный транспортный узел, что имело двоякие последствия.
По крайней мере 500 высокооплачиваемых рабочих появилось в Вологде, а значит вырос платежеспособный спрос.
В январе 1908 года вологодский полицмейстер В.С.Четыркин докладывал губернскому правлению, что после прокладки железной дороги цены на съём жилья в Вологде значительно выросли. Если до того в Вологде вполне реально было подыскать приличное жилье за 20 рублей в месяц, то теперь та же квартира стоила уже в два раза дороже. Так же почти вдвое выросли цены на мясо, молочные продукты и рыбу, подорожали овощи и дрова.
Но — и выросли доходы вологжан, впрочем, как и по всей России.
Удобный город.
Был построен и развивался городской водопровод — в 1913 году уже 15 километров, суточная мощность 600 кубов.
В основном вода распределялась через уличные колонки. За 2 ведра питьевой воды платили 1 копейку. Малоимущим вологжанам вода выдавалась бесплатно, для чего через приходских священников распределялись талоны на бесплатную воду.
Водопровод проводили и в дома — около 500 абонентов городского водопровода было в 1913 году — вводы в квартиры и государственные учреждения.
При этом бесплатной воды в реке Вологде, прудах и колодцах было предостаточно.
Освещение.
Чуть позже водопровода в Вологде появилось электричество — приходилось выбирать, на что в первую очередь потратить городские деньги, но дошла очередь и до электростанции, которую запустили 1 февраля 1904 года. Уже в следующем, 1905 году, станция имела 100 абонентов, было установлено 44 уличных электрических фонаря, в дополнение и на замену керосиновым фонарям.
Телеграф к тому времени был делом привычным, и телеграмма в деревню о приезде главы семьи из Питера никого не удивляла, (5 копеек слово), что о уж говорить о губернском городе Вологде.
Почта работала исправно — письмо из Москвы и Питера через
Имею честь вам телефонировать...
Телефон.
К началу 1913 года телефонные аппараты стояли в 382 квартирах волгожан, к началу Первой мировой войны было уже около 500 квартирных телефонов.
К этому времени телефонизировали практически все государственные учреждения, полицию, театр, гостиницы, пожарные части. Один из аппаратов установили на колокольне Спасо-Всеградского собора. Там разместился наблюдательный пост пожарной охраны.
Это было дорогое удовольствие — 75 рублей в годстоил квартирный телефон и 35 рублей с государственных и благотворительных учреждений.
27 марта 1910 года — Установлена междугородняя телефонная связь Вологды с Москвой.
15 апреля 1910 года — Установлена телефонная связь с Кирилловым, Череповцом, Вытегрой.
Первые телефоны-автоматы в Вологде появились 16 ноября 1911 года в зале ожидания первого и второго класса на железнодорожном вокзале, а также на станции Вологда-Товарная, с оплатой 15 копеек за три минуты.
Большая деревня.
Большинство домов в Вологде были деревянными, одноэтажными. Хотя практически все взрослые вологжане мужского пола работали на государственном или частном предприятии, торговали в лавках или служили в учреждениях, Вологда по прежнему оставалась большой деревней с огородами и скотными дворами. Лошадей держали далеко не все, но коров, овец, свиней — многие.
И потому килограмм первосортной говядины стоил 40 копеек, говядина суповая (старая корова) — 20 копеек, свинина и баранина — по 30 копеек. Дойную корову можно было купить, в зависимости от сезона за
Капусту,
Картошка — 35 копеек за пуд. В июне 1913 можно было купить за 5 копеек килограмм картошки старого урожая, за 15 копеек — молодую картошку.
На рынке капуста свежая 1 кг. — 10 коп., квашенная 1 кг — 20 коп., лук репчатый 1 кг 5 коп., Морковь — 8 коп. кг. За 2 копейки можно было выбрать дюжину отборных соленых огурцов.
куриные яйца — 12 коп. за десяток. Бутылка молока — 3 копейки.
Вологодские коровы пережили Сталина, только Хрущева не смогли
Безрыбье хуже бесхлебья, говорили вологжане.
На рынке можно было купить и свежую рыбу от
Рыбы тогда ещё было полно, и полуметровые караси не удивляли.
Так же как и стерлядки, пришедшие в Вологду по каналам Мариинской системы.