Вологодское кружево в начале прошлого века было самым народным из всех женских промыслов Вологды и ближайших уездов. Плели практически все, от семилетних девочек, до глубоких старух. Стоили кружева по разному, но в Вологде, в основном, дешево, ведь предложение товара было огромным.
Хотят нелепые разговоры о профессии кружевниц, о низкой оплате их труда, каторжной работе с утра до ночи и прочих ужасах. Всё это может относиться к их быту в Советское время, но до революции ситуация была совершенно иная. Дело в том, что кружевоплетение никогда не было основной профессией, всегда только женским приработком в свободное от домашних обязанностей время. Основные издержки кружевницы — это её рабочее время. А поскольку женский труд всегда ценился дешевле мужского, то и издержки эти значительными не считались. Отсюда и низкая цена на изделия.
При кажущемся обилии материалов о старинном кружеве, свидетельства известных людей на эту тему можно пересчитать по пальцам.Тем более важными для характеристики промысла они являются. Есть среди них и мнение о вологодском кружеве, прозвучавшее из уст иностранца.
В письмах американского посла Дэвида Френсиса из Вологды в 1918 г. находим несколько уникальных строк о нашем кружеве:" Это крупнейший или один из крупных центров кружевоплетения в России. Там можно найти весьма изящные образцы кружева. Мне сказали, что они делаются вручную из очень тонкого льна". Френсис знал, о чем говорил, в 1904 г. он был директором Всемирной Луизианской выставки, где экспонировались, в том числе, женские промыслы из разных стран. В черновике мемуаров он поместил ещё один отрывок о кружеве:"Мой слуга Фил сказал, что купил один кружевной предмет, на изготовление которого ушел целый месяц. Его длина оказалась 25 футов", т.е. 7.5 метров. Что это было? С известной долей уверенности можно сказать, что речь идет о кружевном подзоре, обязательном украшении кровати.
В одном из писем своей невестке Френсис старчески проворчал:" Я предпочел бы, чтобы ты не рассказывала никому о получении платка. Это для моей защиты от остальных, которые могли бы сказать, что их притязания предпочтительнее твоих«. Оказывается рачительный свекор купил нарядный платок с кружевной отделкой только жене младшего сына, к которой испытывал симпатию, старшие невестки , а у посла было шесть сыновей, остались без дорого подарка.
Кажется парадоксальным, но ни в одной книге о кружеве вы не найдете фотографии вологодского кружевного базара. Кажется, этот сюжет прошел мимо объектива фотографов. Однако, совсем недавно в одном иностранном архиве открыли фонд, посвященный России и на фотографии, сделанной на вологодском вокзале, мы увидели какие-то фигуры, демонстрирующие взмахами рук свой товар. Выдержка была большой и некоторые детали изображений оказались смазаны. Но подпись под фотографией всё поставила на свои места: на снимке изображен кружевной базар! как видно, торговки кружевом без работы не сидели. Они демонстрируют свой товар, а плотная толпа покупателей, заслонившая фотографу изрядную часть кадра, рассматривает кружево.
Дело было в самой середине лета 1917 г. и, как видно из деталей снимка, никакой революцией в Вологде не пахнет. Впрочем у нас всегда так: и ныне и присно.
Разумеется, в хваленом музее Вологодского кружева этих материалов нет и, зная любовь его сотрудников к разного рода заимствованиям, и забывчивость в вопросах указания на источник, мы ставим на всех эксклюзивных фотографиях специальный прозрачный знак, от «честного» человека.