Сходил вчера на «Недоросль» в ТЮЗ. Вроде бы и худого сказать нечего, но и похвалить толком не за что. Все актёры на месте — это да. Не все великолепны, но это отдельный разговор.
Разумеется, за современную адаптацию пьесы XVIII века можно если не ставить памятник, то аплодировать стоя. Есть какое-то странное свойство у литературы того века, которое в течение последующего столетия было преодолено. Классицизм слишком прямолинеен, у него нет двойного дна, и это навевает скуку. Впрочем, для своего времени это была крамола, из-за чего Фонвизин даже, кажется, попал в опалу у Екатерины II.
Главная беда постановки — это музыка. Юлий Ким здорово попортил пьесу. Я слышал эпитет «трёхгрошовая оперетта» по отношению к «Недорослю». Слишком речитативное либретто тоже накладывает свой отпечаток. В одной из сцен у блистательной Аллы Петрик, исполнившей роль госпожи Простаковой, даже не разобрать слов. Во всяком случае, слух не поспевает за тем, что она произносит. И это не её проблема — это беда Кима с Эйдлином.
А вот актёры, кстати, великолепны.
В сухом остатке ровно два вывода. Во-первых, спектакль всё-таки весьма добротный и школьников на него точно надо водить. Во-вторых, больше одного раза его смотреть невозможно. Не притягивает. Он нужен только для изучения классики (или освежения её в голове).
Фото Марии Кокудановой (группа ТЮЗа Вконтакте)
Недоросль
[Блогово]