Столица нашей родины — город Вологда.
Прогулявшись по уютной и компактной Вологде, высокомерные москвичи снисходительно вспоминают — Иван Грозный вроде бы хотел сделать Вологду столицей...
И удивляются, узнав, что Вологда и была столицей в свое время.
Справочник «Все монархии мира» указывает, что Вологда с 1446 по 1481 годы была столицей удельного княжества, которое так и называлось — Вологодское. Не случайно на гербе города Вологды символ монархии — держава. Этим герб Вологды отличается от гербов других городов с корабликами, зверьками и всякими инструментами.
* * *
... Князь Московский Василий II (Тёмный) занял княжеский престол Великого княжества Московского в возрасте 10 лет, когда в1425 году умер его отец, князь Василий, сын Дмитрия Донского.
В трудное время начал свое княжение юный Василий — на Русь вернулась чума, к ней добавились засуха и голод.
Вдобавок ещё один сын Дмитрия Донского, Юрий Дмитриевич Звенигородский, претендовал на московский престол, и его сыновья, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, тоже интересовались титулом великого князя Московского.
Но Василия поддерживал и опекал другой его дед, великий князь Литовский Витовт. (Литва — средневековое русское государство, на территории нынешних Белоруссии, части Украины, России. Нынешняя Литовская республика, Летувяй, имеет к могучему русскому государству весьма косвенное отношение).
Но в 1430 году Витовт умер, и уже в 1431 году Юрий поехал в Орду судиться с племянником, но хан дал ярлык на княжение Василию.
В апреле 1433 года Юрий двинулся на Москву.
Василий, с наскоро собранным войском, выступил против дяди, но был разбит полками Юрия на Клязьме, за 20 верст от Москвы, и бежал в Кострому, где был захвачен в плен.
Юрий въехал в Москву и стал великим князем.
Сыновья Юрия — Василий Косой и Дмитрий Шемяка, хотели тут же кончить Василия, но князь Юрий не решился пролить родную кровь своего племянника, и отослал в Коломну. Но княжество Юрия было недолгим — противостояние народа и бояр его правлению были настолько явными, что он благоразумно отказался от княжения и вернулся в Галич.
Василий II вернулся в Москву.
Сыновья Юрия не смирились с добровольной отставкой отца, и выступили против своего двоюродного брата.
После поражения в 1435 году на реке Которосли Василий Юрьевич (Косой), боровшийся с Василием II (Темным), бежал в Кашин. Оттуда бросок на Вологду, важный стратегический пункт. Захват Вологды не был случайностью: сюда пришло подкрепление от сепаратистски настроенных вятчан.
Правда, вскоре был заключен мир, но ненадолго. Получив в удел Дмитров, Василий Юрьевич в союзе с вятчанами берет Устюг. Затем, обосновавшись в Вологде, он идет на Москву.
В ходе войны Василий II взял в плен своего двоюродного брата-тезку. Убить князя Василия как своего близкого родственника по этическим нормам того времени Василий II не мог. И он использовал распространенный в средневековой Византии способ устранения противника — ослепил Василия.
Информационная война.
Шемяка распространял клевету на Василия II, который якобы обещал передать татарам власть над всей Русью, кроме Тверского великого княжества, которым сам намеревался завладеть. Клевета была наглой, но в информационной войне обычно побеждает наиболее беспринципный, подлый и наглый, для которого самое главное — задеть «больные струны» общественного сознания.
А Василий II недооценил опасность информационной войны. С малочисленной охраной он отправился на молебен в Троице-Сергиеву лавру, не заботясь о настроениях в столице. В это время войско Дмитрия Шемяки, внезапным броском вышло к Москве, и местное население не оказало сопротивления. В Троице-Сергиеву лавру был отправлен крупный отряд под командованием можайского князя, который взял в плен Василия II и доставил в Москву. Здесь великий князь был ослеплен, а затем вместе с женой сослан в Углич.
15 сентября 1446 года Шемяка объявил Вологду небольшим удельным княжеством, созданным специально для Василия, князя по рождению. Василий был вынужден поклясться в верности Шемяке, поцеловав по православному обычаю крест и подписав в храме в присутствии церковных иерархов «проклятые грамоты» с обещанием не претендовать на московский трон.
Так слепой тридцатидвухлетний Василий стал вологодским князем — первым в истории города. Вместе с княгиней и двумя малолетними сыновьями Иваном и Юрием он поселяется в Вологде.
Деревоземляные укрепления — плетень, заполненный землёй, поверху поставлен частокол из бревен. Набольшие домишки площадью метров по 20, узкие кривые улочки...
Новая жизнь. Его двоюродный брат, Василий Косой, ставший Слепым, навсегда выпал из политической жизни.
Так бы и влачил Василий Темный, униженный и ослепленный, убогое существование инвалида, полностью зависящего от милости родственников и добросовестности слуг, но...
Здесь, в Вологде, с Василием Тёмным произошло НЕЧТО.
Согласно Костомарову, Василий II приобрел «внутреннее видение».
«Примечательно, что характер княжения Василия Васильевича с тех пор совершенно изменяется. Пользуясь зрением, Василий был самым ничтожным государем; но с тех пор, как он потерял глаза, все остальное его правление отличается твердостью, умом и решительностью».
Возможно, что превратности судьбы и ослепление оказали влияние на его характер, поведение и склад ума. Он стал обдумывать свои действия обстоятельно, просчитывая каждый шаг. Но главным было то, что изменилось отношение к нему окружающих, его бывших подданных. Они тоже почувствовали это НЕЧТО, и потянулись к ослепшему, низложенному и сосланному в небольшой удел князю. Это не он выбирал соратников и помощников, это они выбирали его. В Москве сидел великий князь Дмитрий, у влиятельного князя бы и искать милостей, но бояре, воеводы, купцы шли в Вологду, к удельному князю Василию Темному.
Не в Москву, а в Вологду шли, в буквальном смысле «голосуя ногами»!
Оставалась проблема «проклятых грамот». Вынужденно дав обещание не претендовать на Московский престол, Василий заранее признавал себя проклятым, если нарушит обещание при котором целовал крест. Для человека того времени это было очень серьезно.
На помощь пришли иерархи православной церкви.
Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Трифон, объявил ему, что: «... клятва, данная им в Угличе, не есть законная, быв действием неволи и страха».
«Родитель оставил тебе в наследие Москву, да будет грех клятвопреступления на мне и на моей братии! Иди с Богом и с правдою на свою отчину; а мы за тебя, Государя, молим Бога». Игумен и все Иеромонахи благословили Василия на Великое Княжение.
И уже со спокойной совестью принимал Василий Темный множество людей из разных городов, для которых было честью служить верою и правдою истинному Государю России.
Уже чувствуя силу, он прибыл в Тверь, где укрепил союз с князем Борисом, торжественно обручив своего сына семилетнего Иоанна, на его дочери, Марии. Тверская дружина усилила Великокняжескую. Василий решился идти к Москве.
Туда же спешили князья Боровский, Ряполовские, Иван Стрига-Оболенский, Федор Басенок, собрав войско в Литве. На пути встретили татар и готовились к битве с ними; но оказалось, что и татарские царевичи Касим и Ягуп шли на помощь Василию.
«Мы из земли Черкасской и друзья Великого Князя, знаем, что сделали с ним братья недостойные; помним любовь и хлеб его; желаем теперь доказать ему нашу благодарность».
Шемяка бежал, признал Василия Темного великим князем, подписал «проклятые грамоты», но...
В 1448 году Дмитрий Шемяка «...воевал Вологду в зимнее время многою ратию и много зла учинил...».
А ведь в то время зимой не воевали.
Какая злая нужда заставила Шемяку воевать зимой? В Вологде хранилась казна московских князей. Заполучи Шемяка её — сколько бы ещё бушевала междоусобица?
Но — именно в это время юный князь Иван Васильевич III,
А Вологодское удельное княжество по завещанию в 1462 году досталось брату князя Ивана, Андрею Васильевичу.
Прославился Андрей Меньшой постройкой первого на Русском Севере каменного храма — Преображенского собора Спасо-Каменного монастыря на острове посреди Кубенского озера. (Строительство завершено в 1481 году) В этом же году он умер. После смерти неженатого и бездетного Андрея Меньшого Вологодское княжество прекратило существование и вошло в состав земель великого князя Ивана III.
Так Вологда в 1481 году перестала быть столицей, и слава Богу.
Жить спокойней...
Тут на днях Вологду посетил президент, и весь город был поставлен на уши.
Представить, что так каждый день? Оно нам надо?
По сравнению с президентом, удельный князь Кувшинников передвигается по городу тихо и незаметно, как ниндзя.