Вологда, улица Есенинская
С Есенинской улицы в микрорайоне коттеджной застройки Щеглино открывается вид на урочище Кирики и Улиты. Название улице в районе новой жилой застройки было присвоено постановлением Главы города № 137 от 21.01.1997 года. Наименование улице предложили жители микрорайона, предложение было принято на общем собрании ЖСК «Застройщик».
Июль семнадцатого года... Прошло всего несколько месяцев, как отрекся от престола семнадцатый царь из династии Романовых, в Петрограде бушуют революционные страсти, на фронте гремят орудийные выстрелы, в грязи и крови окопов возится серая солдатская масса...
А в это время в богоспасаемом граде Вологде идет тихая тыловая жизнь. В ресторане не самой шикарной вологодской гостиницы «Пассаж» обедают уволенный от службы по болезни военфельдшер Ганин и санитар Есенин, скрывающийся от «Керенского» призыва в армию. Дешевый шик провинциального ресторана, при входе чучело медведя держит блюдо в лапах. Тишина и умиротворение...
Пожалуй, только отсутствие на столах бутылок со спиртным говорит о войне — сухой закон. Но в чайнике — «шустовский нектар», который мы ныне знаем как армянский коньяк, его и пьют мужчины, а в графине — «квас» с крымских виноградников, который пьет дама.
Казалось, сама судьба их хранит для какой-то высшей, неведомой миссии — двух крестьянских поэтов, почти ровесников: Сергей Есенин родился в 1895 году, а Алексей Ганин — в
Алексей Алексеевич Ганин (как он сам называл себя — А. Ганин, романтик начала XX века) родился 28 июля в деревне Коншино бывшего Кадниковского уезда (ныне Архангельский сельсовет Сокольского района).
С раннего детства Алексей интересовался поэзией.
После окончания Вологодской гимназии учился в Вологодской фельдшерской школе (одноэтажное каменное здание на территории нынешней горбольницы). К этому же времени относятся его первые публикации в вологодских газетах.
В 1914 году фельдшер Ганин мобилизован и проходит службу в Николаевском военном госпитале (Санкт-Петербург), в это же время его стихи появляются в петербургских журналах. Там же он знакомится с санитаром Сергеем Есениным, который служил в госпитале в Царском Селе.
Так что это вовсе не случайность, что Сергей Есенин и Алексей Ганин оказались в вологодской гостинице «Пассаж» в кратком промежутке времени, когда царской власти уже не стало, а советской власти еще не было. (Советская власть в Вологде установлена 6 декабря 1917 года).
В Вологде Есенин был и в 1916 году, приезжая сюда с Ганиным.
С ними обедает и одиннадцатилетняя сестра Алексея Мария. С ее слов нам и известен этот эпизод поездки двух поэтов на Соловецкие острова. С ними в этой поездке была и Зинаида Райх — невеста, как считалось, Алексея Ганина, которой он посвятил стихотворение:
Русалка — зеленые косы,
Не бойся испуганных глаз,
На сером оглохшем утесе
Продли нецелованный час...
(Эти стихи Зинаида хранила в шкатулке до самой своей смерти).
Ганин и познакомил Сергея Есенина с секретарем-машинисткой редакции газеты «Дело народа» Зинаидой Райх.
Так вместе они и едут на Белое море, и на пароходе вдруг вспыхивает искра: Сергей Есенин говорит Зинаиде, что любит ее, что жить без нее не может...
«Сергею доставляло большое удовольствие повторять рассказ о своем сватовстве, связанном с поездкой на пароходе, о том, как он „окрутился“ на фоне северного пейзажа».
«Из долгого ночного рассказа матери я узнала, что ездили они до свадьбы, когда говорили друг другу «вы» и дело до объяснений еще не доходило, — вспоминала Т. С. Есенина. — Поездка так сблизила моих родителей, что на обратном пути, не доехав до Петрограда, они обвенчались в Вологде.
Об этой внезапной свадьбе судачили:
«Странная та была свадьба.
То ли Зина уперлась — не дам до свадьбы.
То ли любовь открылась такая неземная.
Но повенчались они внезапно даже для своих друзей, которые при этом присутствовали».
«Вышли сто, венчаюсь. Зинаида», — такую телеграмму в июле 1917 года получил Николай Райх и отослал деньги дочери в Вологду. На эти деньги и купили обручальные кольца, платье для невесты.
Свой «мальчишник» Есенин провёл в Вологде, в деревянном доме по Малой Духовской улице (ныне ул. Пушкинская, д. 50).
Мальчишник был на диво негромким; очень долго почти трезвый Сергей сидел в уединении на балконе, как бы вглядывался в будущее, что-то писал в блокнот. Несколько раз гулявшие на мальчишнике вологодские поэты пытались прорваться к Есенину, но их останавливал Ганин.
Гулянка — гулянкой, но когда ПОШЛИ стихи...
И на их венчании в ближнем пригороде Вологды в церкви Кирика и Улиты 30 июля 1917 года Алексей Ганин был свидетелем со стороны невесты, как тогда говорилось — поручителем. Вторым «поручителем по невесте был города Вологды купеческий сын Дмитрий Дмитриевич Девятков». Свидетелями со стороны жениха были: Спасской волости, деревни Ивановской крестьянин Павел Павлович Хитров и Устьянской волости, села Устья крестьянин Сергей Михайлович Бараев; При обряде венчания венец над головой жениха С. А. Есенина держал вологодский поэт Филипп Васильевич Быстров.
Денег на букет для невесты не было, и Есенин нарвал полевых цветов по дороге.
Как вспоминала сестра Ганина, Мария, после венчания Алексей везет молодых к себе на родину — в деревню Коншино, где и справляют свадьбу. Они попали как раз на престольный праздник деревни.
(По другой версии — свадьбу справляли в ресторане гостиницы «Пассаж». В Коншино они приезжали 28 июля, на день рождения Ганина).
Первая брачная ночь разочаровала Есенина. По словам А. Мариенгофа («Роман без вранья»), «Зинаида сказала ему, что он у неё первый. И соврала. Этого Есенин никогда не мог простить ей. Не мог по-мужицки, по тёмной крови, а не по мысли. „Зачем соврала, гадина?“. И судорога сводила лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулаки».
Невеста Ганина в Петербург вернулась женой Есенина.
Вернувшись в Петроград, они какое-то время живут раздельно.
В начале 1918 года Советское правительство переехало в Москву, и Есенин тоже покинул Петроград.
В апреле 1918 года Зинаида Есенина выехала в Орёл к родителям. Там 29 мая 1918 года она родила дочь, которую назвали Татьяной. Зинаида не спешила возвращаться в голодный Петроград. В августе она стала работать инспектором Наркомпроса, через месяц стала заведующей театрально-кинематографической секцией Орловского окрвоенкома, а с 1 июня по 1 октября 1919 года была заведующей подотделом искусств в губнаробразе. После отступления из Орла Белой армии Деникина Зинаида Есенина вместе с дочерью уехала к мужу в Москву.
Около года они прожили втроём, однако вскоре последовал разрыв и Зинаида, взяв дочь, отбыла к родителям. Оставив дочь у родителей в Орле, она вернулась к мужу, но вскоре они опять расстались. 3 февраля 1920 года в Доме матери и ребёнка в Москве она родила сына Константина. Ребёнок сразу тяжело заболел, и Зинаида отвезла его в Кисловодск. Маленького Костю вылечили, но заболела сама Зинаида.
Разрыв с Есениным и болезнь сына сильно сказались на ней. Лечение проходило в клинике для нервнобольных. 19 февраля 1921 года в суд города Орла поступило заявление:
Прошу не отказать в Вашем распоряжении моего развода с моей женой Зинаидой Николаевной Есениной-Райх. Наших детей Татьяну трёх лет и сына Константина одного года — оставляю для воспитания у своей бывшей жены Зинаиды Николаевны Райх, беря на себя материальное обеспечение их, в чём и подписываюсь.
Сергей Есенин.
5 октября 1921 года их брак был официально расторгнут.
Алексей Ганин был арестован в 1924 году по делу «Ордена русских фашистов». Дело было рассмотрено во внесудебном порядке. По приказу В. Менжинского, Г. Бокия и Я. Петерса расстрелян в подвалах Лубянки после жестоких пыток Прах Ганина погребён на территории Яузской больницы.
Сергей Есенин был убит в 1925 году, Зинаида Райх-Мейерхольд зверски убита в 1939 году.
В 1968 церковь разломали, из кирпичей выстроили неподалеку свинарник, но через полгода свиньи передохли, и ненамного пережил свиней председатель колхоза, затеявший эту гнусность...
На месте церкви теперь — огромный валун.
На мемориальной доске, прикрепленной к камню — надпись: «Здесь стояла церковь свв. Кирика и Иулитты в селе Толстикове, где 30 июля ст. ст. 1917 г. венчался поэт Сергей Есенин с Зинаидой Райх».
И ещё — до сих пор неизвестно, кто был четвертым в этой поездке на Север.