Между тем, у нас происходят замечательные события. Готовность срубовой конструкции около 99% процентов, а значит должны успеть по зимнику завести ее на место, чтобы весной начать устанавливать на фундамент. Об этом наш сегодняшний репортаж из реставрационной мастерской Александра Владимировича Попова в Кириллове.
Готовность сруба на субботу, 2 марта.
1 Каркас башни стоит на своем месте, основной объем целиком собран, все стропила на месте. Осталось завершение крыльца. Тут тонкий момент — крыльцо полностью сгнило и реконструируется по имеющимся фотографиям. Но на ту, где Сазонов с домочадцами, попал только первый этаж. В остальном есть смутные очертания второго этажа, проглядывающего с фасадных фотографий через окна веранды, и зарубки на основном объеме сруба. Общую форму второго этажа крыльца (там было маленькое помещение вроде светелки) реставраторы представляют, но пока не остановились на окончательном решении.
2 Сруб с северной стороны. Эта стена сохранилась лучше всего, всего 7% замен. В остальном замены по стенам (включая внутренние) от 30% до 75%, в среднем чуть меньше половины, по балкам около 65% — но удалось сохранить самые большие балки чердачных перекрытий, одна из них 14 метров в длину — возможно про нее есть легенда про обряд закладки дома, когда мастера срубили в лесу огромную сосну и всей толпой в 35 человек несли его на место закладки дома, а рядом на лошади везли бочку пива, наливая выдохшимся мужикам для бодрости. Стропила сохранились неплохо, всего 30% замен. а стойки и того лучше — 15% замен.
Слева виден отдельно стоящий каркас веранды.
Поднимемся наверх по лесам (осторожно, можно порвать джинсы — что я и сделал!)
3 Верхняя отметка лесов, 20 метров. Слева — основание шпиля башни. Забраться сюда непросто, лестниц нет, плотники привыкли без них обходиться. Саша Попов лазил и выше — Верхняя Уфтюга, которую он реставрировал в 80ые была 40 метров высотой.
4 Вид вниз с отметки 18 с небольшим метров. Внизу видны стропила кровли, в левом нижнем углу кузница. Найдите на этой фото архитектора Леру Веретьеву, которая не полезла с нами на самый верх :-)
5 Теперь с лесов видно далеко — на заднем плане следующее после Сиверского озеро вдоль Северо-Двинского Канала.
6 Кириллов и Сиверское озерео как на ладони... Горожане часто интересуются что у них такое под боком строят.
Теперь посмотрим на работу над столяркой и декором — фотографии любезно предоставлены Лерой Веретьевой.
7 Один из коньков с крыши башенки справа от его собственного чертежа.
8 Решается непростая проблема — верхушка шпиля сгнила и не сохранилась. На общем плане дома, снятом до революции. не хватает детализации ее разглядеть. Саша попов и архитектор Антон Бабичев обсуждают один из предложенных вариантов.
9 В пылу спора Александр Владимирович берется за карандаш и рисует новый вариант.
10 Вообще, есть только один тип людей. которых я безмерно уважаю — мастера своего дела. Тут можно много говорить, о том, кто такой настоящий мастер, но фотографии лучше любых слов. по моему, тут все очевидно, как в старых фильмах с Брюсом Ли.
11 В конечном итоге в спор вмешалась искусствовед Людмила Петрова (которая помогает нам собирать музей) и напомнила о фотографиях, сделанных в 70ые годы. И да, там действительно нашлась фотография где макушка шпиля цела, и ее можно рассмотреть в деталях. Нарисовали новую в Автокаде, сделали аксонометрию, наложили на исходную фотографию и подогнали под правильные пропорции.
12 Саша объясняет столярам их задачу (наличник на заднем плане тоже из Асташово)
13 Команда внимательно слушает.
14 Саша перфекционист и вдается в мельчайшие детали. Тут по моему он не совсем доволен совпадением конька с рабочим чертежом.
15 Мастер берется за доработку.
16 Тем временем, в кузнице — ну о кузнице будет отдельный репортаж...
А пока я вот что вам скажу. Реставрационная мастерская Попова создавалась для работы конечно же прежде всего с гос заказами на реставрацию архитектурных памятников. но так вышло в нашем государстве, что честному человеку получать такие заказы становится все сложнее и сложнее. Последние годы Саша занимается частными заказами. Наш заказ по Асташово. Мельница для Форта Росс. Перевоз и перебор дома с росписями из Верхне-Тоемского района к заказчику в Тарусу...
Так вот, я хочу сказать, что то что делает Саша — уникально. Очень обидно, что нашему государству это не особенно нужно. Обидно. что у Саши нету места где он мог бы преподавать то. что он знает и умеет. Но речь не об этом. Речь о том, что у вас лично есть шанс во всем этом поучаствовать. Не обязательно восстанавливать усадьбу или мельницу. Можно заказать например наличники на свой новый дом в деревне, как сделал один мой друг.
Теперь продолжим инспектировать столярку, старую и новую.
17 Если вы не нашли Леру на фотографии выше, то вот она, рядом с одним из складов со старой столяркой.
18 А вот столярка новая — коньки, полотенца, столбы на крышу.
19 Тут же и старые детали — одна из «шляпок» со шпиля башенки, расчищенная от железной обивки.
20 Старые карнизы с башенки.
21 Русское Лего! Распаковать полиэтилен, сложить в сказочный терем, следуя инструкциям.
22 Готовые коньки.
23 «Подвесное кольцо» со шпиля — одна из деталей терема, которая безоговорочно перекочевала из проекта Ропета.
24 Саша позирует с новой рамой.
25 Рабочие чертежи рам.
26 Заготовки для рам.
27 Мастер Анатолий Андреевич объясняет устройство шипов на рамах в доме.
28 Тут хорошо видно различие с советским стандартом — слева заготовка для рамы из Асташово, справа советский стандарт рамы.
29 В доме два полукруглых окна — на башенке и над крыльцом. Рамы от них — просто прелесть. Рассматривать их устройство, как они склеены, можно пол часа.
30 А вот полукруглый короб к этим окнам дал небольшое открытие — его делали не вручную, а промышленной фрезой, по видимому Сазонов сделал их в своей мастерской в Питере или заказывал там же на стороне.
31 Мастер Анатолий Андреевич за работой в той части цеха, где делаются двери.
32 Ну а это — ваш покорный слуга на отметке 18 с чем то метров.
У меня появилось такое чувство, как будто происходит что то важное. Как будто ребенок рождается — очень кстати похоже, когда рождается ребенок, тоже чувство чего то важного, и тоже смотришь за процессом как бы со стороны — другие люди вытаскивают его на свет.
Чем еще похвастаться — про нас вышла заметка в мартовском номере журнала Дискавери. Спешите приобрести!
Еще вроде бы удалось договориться издать выдающуюся книгу Ричарда Дэвиса по нашим деревянным церквям в России. По фонду по деревяшкам пока особо похвастаться не чем. но идея не умерла.
Ну и на последок какие-то планы, анонсы и прочее. Летом есть идея замутить еще один субботник на вроде того, что делали в прошлом году на Ефремии — объект подыскиваю. Еще есть идея сделать комбинированную вело-авто поездку на восток Костромской области, изучить различные интересности (меня прежде всего интересует одна водяная мельница, с очень очень дальним прицелом перевезти ее в наши окрестности, но обещаю много интересного)