Вот уже много лет я раскапываю версию, что Владимир Ильич Ульянов-Ленин приезжал в Вологду, навещая сестру и мать.
Можно было бы это счесть просто городской легендой, если бы не болезненная реакция властей.
К примеру, на бытующую в селах Старое и Стризнево Вологодского района легенду о Ленине, едущем в ссылку, такой реакции не было.
Ну, легенда и легенда, и даже местный участковый милиционер её рассказывал «с картинками», показывая, как Ленин вышел из кареты, как ему принесли крынку молока...
А вот то, что Ленин приезжал в Вологду — велено было считать злобным вымыслом, что этого не было, хоть об этом рассказывали старожилы, и взялось оно не на пустом месте — о приезде в Вологду Ленина сообщали агенты охранного отделения.
Но ленинская партия лучше знала, что было, а чего не было.
Ленин в Вологде?
В
В 1969 году сотрудник КГБ провел среди краеведов, членов историко-революционной секции при Областном краеведческом музее, разъяснительную работу, и в доверительной беседе сообщил ветеранам Октябрьской революции и Гражданской войны, что версия кратковременного пребывания Ульянова-Ленина в Вологде объясняется глупостью сыщиков царской охранки; на самом-то деле в Вологду приезжал Елизаров, его, дескать, и приняли за Ильича.
А те рассказы безвестно сгинувших вологжан, которые лично видели Ленина...Ну, товарищи, сами должны понимать, кто распространял эти слухи — враги народа.
И машинописный сборник ИСТОРИИ СТАРЫХ УЛИЦ ГОРОДА ВОЛОГДЫ был сдан в музей без каких либо упоминаний о приезде Ленина в Вологду. http://www.booksite.ru/fulltext/sbor/ni
Время приезда — конец 1913
Зачем приезжал?
ФИНАНСИСТ МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА УЛЬЯНОВА
Финансовой составляющей жизни Ульяновых, в том числе и в Вологде в
Именно в ответе на вопрос — На что жили? — и кроется основная причина приезда Владимира Ульянова в Вологду.
Эту сторону жизни Ульяновых традиционно замалчивали.
А если вопрос все же возникал, то скороговоркой рассказывали, что Мария Александровна, как вдова действительного статского советника, кавалера ордена Станислава 1 степени, получала на себя и детей пенсию в размере 100 рублей в месяц.
100 рублей в месяц в то время, конечно, сумма почтенная, но...
На проживание всей семьи Ульяновых её никак не могло хватить!
Прикиньте — сама Мария Александровна, шестеро детей, прислуга...
Да-да, по прежнему за детьми ухаживала няня, порядок в доме соблюдала служанка, ходила на рынок за провизией и готовила кухарка.
На 10 человек сумма в 100 рублей в месяц уже не кажется такой большой, не правда ли?
И при этом нужно учесть, что четверо младших детей учились в гимназиях, а двое старших поступили в высшие учебные заведения. А за это надо — платить!
Анна училась на Бестужевских курсах — 50 рублей в год, в университете для Александра — около 100 рублей в год. За обучение в гимназии плата составляла от 40 до 70 рублей в год. Только на одно обучение детей Мария Александровна тратила около 350 р. в год!
Но кроме этого детей надо было кормить, одевать в соответствии с требованиями учебного учреждения и моды среди девочек из обеспеченных семей, а старшим детям, которые учились в Петербурге, надо было платить и за квартиру.
Не случайно полицейские удивлялись:
— Вы являетесь членом преступного сообщества, возмущаете умы рабочих. У вас, неимущего студента, обнаружено пятьсот рублей, — перечисляет следователь «преступления» студента Московского университета Дмитрия Ильича Ульянова.
(цитирую по «Сердце матери», З. Воскресенская)
Анна Ильинична писала, что после смерти их отца в 1886 г., "вся семья жила лишь на пенсию матери да на то, что проживалось понемногу из оставшегося после отца«.А осталось, видать, немало...
В 1893 г. Владимир Ульянов переехал из Самары в Петербург. Работа помощником присяжного поверенного в Петербурге не приносила доходов, Владимир полностью жил на обеспечении матери. В октябре 1893 г. Владимир писал матери: «Попрошу прислать деньжонок: мои подходят к концу. Оказалось, что за месяц с 9/IX по 9/Х израсходовал всего 54 р. 30 коп,, не считая платы за вещи (около 10 р.) и расходов по одному судебному делу (тоже около 10р.)». Указывая, что расходы в 74 рубля не каждый месяц повторятся, Владимир все же признавал, что «расход чрезмерный..., на одну конку, истратил в месяц 1 р. 36 к. Вероятно, пообживусь, меньше расходовать буду».
То есть — на одного Владимира приходилось по меньшей мере 50 рублей, а ведь и остальные Ульяновы питались вовсе не хлебом и водой.
Время от времени Володя Ульянов напоминал — Маменька, пришлите рублей 500...
Матушка Ленина с дочерью Марией жила в Швейцарии летом 1897 года. Просто так, для удовольствия.
Такой же была и её поездка в Бретань в 1902 году, где с дочерью Анной она жила летом в департаменте Cotes-du-Nord в местечке Longier на берегу океана. Оставляя все дела, к ним на целый месяц приехал Ленин из Лондона. Третий раз мать Ленина с той же дочерью выезжала за границу в сентябре 1910 года повидаться с сыном в Стокгольме.
До 28 лет не работал брат Ленина, Дмитрий, и тоже не умирал с голоду.
Старшая сестра Ленина, Анна, жила за границей в 1897 году, почти два года
Младшая сестра, Мария Ильинична, выезжала за границу пять раз (два раза с матерью). Училась на высших женских курсах Герье в Москве, на платных Бестужевских курсах в Петербурге, жила в 1897 году в Брюсселе, слушая лекции в Льежском Университете, в
Владимир Ильич уже жил на партийные деньги, и жил неплохо, и не в России, а в Мюнхене, Берне и Цюрихе, и других симпатичных местах Европы.
В Париже на улице Бонье он с семьёй проживал в четырёхкомнатной квартире, и опять же — с приходящей прислугой, что бы не отвлекаться от размышлений о тяжкой доле трудящихся.
Источник благоденствия — в феврале-апреле 1910 года поступления в кассу Заграничного бюро ЦК РСДРП 49.602 рубля, то есть в среднем за месяц — 16 534 рубля.
Официально Ленин получал «диету» в 200 рублей в месяц как член ЦК, и ещё 100 — как редактор «Искры».
Ну, и расходы, как было принято уже тогда, привычно относились на счёт партии — переезды, проживание в гостиницах и пансионатах...
Перечень городов и курортных мест, где побывал «вождь рабочего класса» Владимир Ульянов: Берлин, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт Брюссель Вена, Зальцбург (Австрия); Варшава, Краков, Поронин, Закопане (Польша); Гельсингфорс (Хельсинки), Куоккала, Огльбо, Стирсудден, Таммерфорс (Финляндия); Женева, Берн, Базель, Зоренберг, Изельтвальд, Кларан, Люцерн, Лозанна, Лак де Бре, Фрутиген, Цюрих (Швейцария); Копенгаген, Лондон, остров Капри, Неаполь (Италия); Прага, Париж, Бомбон, Лонгви, Лонжюмо, Марсель, Медона, Фонтебло, Порник, Ницца (Франция); Стокгольм, Мальме, Троллеборг, Хапаранда (Швеция)... В некоторых странах Ленин бывал по несколько раз. Например, в Швейцарии — шесть раз (в 1895, 1904, 1908, 1911, 1913, 1914 гг.), в Швеции — пять раз (в 1905, 1906, 1907, 1910, 1917 гг.)
Но к началу Первой мировой войны ленинский революционный бизнес перестаёт приносить большие доходы. В партийной кассе была ничтожная сумма — 7 500 франков. Денежные потоки, из которых раньше вволю пили «революционеры», устремились в полицию и жандармерию.
Ленин рассылает повсюду жалостные письма с просьбой о помощи, и начинает выбивать гонорары из издателей за свои писания.
Владимир Ильич, привыкший жить на широкую ногу в Мюнхене, Берне и Цюрихе, пишет:
«О себе лично скажу, что заработок нужен. Иначе прямо поколевать, ей-ей!! Дороговизна дьявольская, а жить нечем. Надо вытащить силком деньги от издателя „Летописи“ (М. Горького.), коему посланы две мои брошюры (пусть платит; тотчас и побольше!). Если не наладить этого, то я, ей-ей, не продержусь, это вполне серьёзно, вполне, вполне».
Накануне Февральской революции, партия большевиков находилась в крайне бедственном финансовом положении. Как следует из записей с 1 декабря 1916 г. по 1 февраля 1917 г. в кассу партии поступили средства всего лишь в сумме 1 тыс. 117 руб. 50 коп.
Когда был Ленин маленький...
Его старшая сестра, Анна, вспоминала, что до трех лет Володя Ульянов совсем не мог ходить — у него были короткие, слабые ноги и большая голова. Когда все-таки начал ходить, то постоянно падал. Встать он сам не мог, и потому бился лбом о пол, привлекая к себе внимание. «В деревянном доме эти удары разносились по всем комнатам — даже стены резонировали, и вся семья знала, что Володя упал».
Юный Володя Ульянов так достал родителей, что они ему не перечили:
«Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные ступеньки.»
И вот в 1913 году Владимир Ульянов, уже известный как В. Ленин, приехал в Вологду, чтобы попросить у маменьки денег на...