Церковь и СМИ: кто кому затыкает рот

[Блогово]

Стоило Павлу Шабанову не лицеприятно коснуться РПЦ \Статья "Попы без балды«в газете «Наша Вологда», о том как батюшки из общины храма на льнокомбинате прирезали себе кусок земли в евковском парке и под видом строительства воскресной школы для детишек решили свой квартирный вопрос на спонсорские под благое дело деньги\ возопила епархиальная команда пиарщиков, к ней присоединились в социальных сетях и православные вологодские блоггеры : ША!Не сметь свое суждение иметь!! И как посмели коснуться невысоким слогом , словом «поп», православной духовной касты! Мы вас научим,что и как надо писать и говорить о церкви! Снарядим православное воинство в редакцию для разоблачения недостоверных фактов, как капризная дама, сделаем фи в адрес вообще-то светского издания ,дескать теперь не удостоим вас своей дружбой , пока не напечатаете опровержения. Затем с набатной истерией соберем пресс-конференцию для вологодских СМИ, чтоб и другим неповадно было. И подкрепим эффект еще и заседанием Общества изучения Северного края, где покажем исторические прецеденты благоговейной публицистики на темы православия на вологодчине .

Как же ! У нас традиции! Как же! Мы два десятилетия в официозной областной газете на целую полосу проливали православный елей , затем пробивали священникам дорогу на радио и телевидение для явления зрителю в образе канонической иконы Христа по в основном календарным праздничным поводам .У нас тишь да гладь, да божья благодать . А тут посмел кто—то покуситься на святое ,рассмотреть служителей РПЦ их в прозаически житейском контексте! Ату его!

Информационные войны нынче в моде , церковь им, как оказалось ,не чужда .С точки зрения альтернативной стороны ,абсолютно светского , невоцерковленного человека , видится за этой шумихой очевидное желание ввести церковную цензуру в светских СМИ.

Цитирую по сайту епархии с брифинга «Церковь и СМИ»: В силах вологодских СМИ содействовать установлению и сохранению чистых и честных отношений с Церковью. Впрочем, большинство наших СМИ давно уже так делают. И вы так делайте! Воскурите нам фимиамы.

Далее цитирую по сайту: Зачем Православной Церкви вообще находиться в информационном поле? По словам руководителя пресс-службы, во-первых, она в этом поле находится по определению — хотя бы просто потому, что существует. Класс! Вообще-то в мире много чего существует .

И далее : Во-вторых, Церковь не просто существует вот уже два тысячелетия, и, выполняя свое прямое назначение, приводя людей к Христу, она приводит к Нему и целые народы Затыкать Церкви рот — это обрекать себя на духовную, нравственную и интеллектуальную деградацию.

О как! Ценность духовного и нравственного церковного просвещения для , подчеркиваю , адептов православия — оспаривать не буду. Насчет третьей части процитированного выше словесного пассажа — скажу , звучит достаточно претенциозно.

Какого-то особого интеллектуального наполнения и блеска в выступлениях вологодского белого духовенства с точки зрения мало —мальски образованного светского человека как-то не наблюдается :в основном зрителю преподносятся сюжеты под девизом «полюбуйтесь , как мы живем в нашей епархии» , краеведческие изыскания или самые общие сведения о церковных праздниках . Этот местный , достаточно непритязательный православный контент в Вологодских СМИ особенно заметен, если сравнить его с аналогичным контентом в формате ,например, радио «Эхо Москвы» —в передаче иерея Максима Козлова «Читая книгу с большой буквы К», где комментарий евангелия соотнесен с мощным культурологическим контекстом и сам дискуссионный метод подачи материала интересен даже далекому от религии слушателю.Ну а о сравнении с лекциями корифеев науки , например , Наталии Басовской в эфире той же радиостанции вообще говорить не приходится.

И еще с сайта по поводу вологодских дебатов по делу пусси рает :далеко не во всех дебатах или разговорах христианину стоит участвовать. Есть же такие «мероприятия», которые затеваются исключительно ради очередного скандальчика, и Церкви принимать в них участие абсолютно незачем. Действительно, с какой стати способствовать рекламе самовлюбленных «оригиналов»?

А за какие такие общественные заслуги способствовать рекламе современной РПЦ? За частную благотворительность , которая вообще-то не ее эксклюзив: сколько подобных акций проводится в социальных сетях без всяких церковных наущений. За душеспасительные беседы с алиментщиками —и сколько спасли ?Судя по данным ССП — немного. За молебны для беременных и наркоманов? Так это совершается в рамках культа . За явление свадебными генералами с напутственным словом на светские фестивали, в организации которых церковь никакой ногой не стояла и где присутствует и неправославная публика , в адрес которой эти напутствия звучат не очень-то и корректно .

Что господа священники не понимают, что это может задевать чувства людей , конфессионально на православие не ориентированных людей.Это местные впечатления .

А вообще православная религиозная кампания в стране при поддержке верховной власти смотрится частью политической доктрины , где православию отводится роль идеологии в структуре — наверху воруют , силовики их охраняют ,а народу при полном развале науки , образования — церковь и цпш, как в черной русской деревне 19 века ,чтоб не вякал, а покорно пахал.Такое создается впечатление-несимпатичное и страшноватое.

Теперь подробнее посмотрим, кто кому затыкает рот! Не слишком ли вольготно развернулась за последнее десятилетие православная церковь на вологодском информационном поле. Началось все с печатных публикаций нового ,90-х годов, поколения вологодских батюшек в областной газете " Красный Север«.

Параллельно в 2003 церковь в первую голову среди внедрений в вологодские вузы проникла на только что созданное отделение журналистики ВГПУ с пресловутым курсом основ православной культуры, ну и попутно форматировать под РПЦ будущих пиарщиков.

Эффекты этой работы весьма продуктивны. На одном недавнем мемориальном митинге в Вологде стоило появиться черной рясе — тут же выпускницы журфака рванули к священнику с интервью — писать синхроны для телесюжетов . Нужные для РПЦ медийные рефлексы у местных студенток сформированы четко. Без православного служителя культа , если появился на мероприятии , конечно , теперь информационный сюжет не сюжет.

После печатных заметок примерно в 2004 появилась православная программа на областном радио, а затем в 2005 и на телевидении . Радио затем отдали как менее выгодное дело православной молодежи, ну а телевидение , конечно, для батюшек.

Сначала , правда, РПЦ делала свою программу на спонсорские деньги , а затем быстро нашлись для нее средства из бюджета Комитета печати и информации правительства Вологодской области. Потом появилась и еще одна православная передача на вологодском РЕН —ТВ , тоже на бюджетные деньги. А в Череповце тоже на бюджетные деньги на местном канале создавалась третья православная телепрограмма.

Во многом этому способствовал главный информационщик команды губернатора Позгалева , переквалифицировавщийся в духе нового времени из атеистического пропагандиста общества «Знание» в ярого защитника православия. Параллельно с местным вещанием вологодские батюшки эти медийные телетворения стали транслировать на кабельный православный канал «СОЮЗ», чтоб трубить о себе по всему миру. Неплохая реклама за бесплатно, правда!

Недавно одну из таких вологодских передач , снятых из-за кризисного безденежья с эфира , РПЦ возила на православную выставку в Манеж , где демонстрировала ее на стенде Информационного синодального отдела. Теперь ее пытаются вновь пробить на грантовые деньги проекта «Православная инициатива» . Вот это похвально и вполне корректно! Тем более глава синодального информационного отдела патриархата Легойда входит в экспертный совет конкурса — наверное ,нужные мосты уже наведены и все для себя вологодские батюшки пробьют.

Но раскрутились- то в информационном поле они на деньги налогоплательшиков ,в том числе и неправославных. А последние не имеют в Вологде никакой информационной поддержки., тем более за госсчет. Если по инициативе самих СМИ сделаны два—три сюжета в год к католическому рождеству да мусульманскому курбан-байраму — и то хорошо . Про запросы атеистов ныне вообще говорить не пристало — моветон!

К слову , церковь практически освобождена от всех налогов . ЕЕ вложения в бюджет мизерные:13 процентов НДФЛ с официальных, подчеркнем, зарплат, социалка и пенсионные. Ни земельного налога, ни имущественного, ни НДС с храмовой торговли, ни налога на прибыль с так называемых треб — освящений, крещений, венчаний, отпеваний, соборований, поминовений, ни налога с пожертвований,хоть с храмовых ящиков , хоть с переводов на банковские счета, церковь не платит. Загляните на сайт патриархии, если интересно, там главный бухгалтер РПЦ все эти налоговые привилегии подробно расписывает.

Но к главной теме. В самой старой вологодской телерадиокомпании на церковь работает целая когорта сотрудников , кроме причастных к православным программам журналистов и операторов , в нее входит и контингент рангом пониже, засланные казачки в технических службах. 2 года назад туда батюшки устроили одну из своих православных хористок, затем еще одного студента православного училища. И пошли сюжеты в интересах соответствующих приходов, а также на экран , кроме батюшек,стали попадать и матушки с пасхальными куличами. Обосновалась РПЦ в этой компании капитально.

Это ответ одному из местных блоггеров ,осмеявшему заявление неправославной Анны Гуслистовой по поводу того , что в Вологде очень сильное православное лобби. Есть лобби , да еще какое-и не только в СМИ —в системе образования трудится много конфессионально ориентированных на православие " соработниц«-учительниц , воспитательниц , преподавательниц, внедряющих совместные культурологичекие , а по сути катехизатерские курсы и программы по основам православия.

Ну в pendant главной темы , как теперь говорится , в обеспечение информационной кампании РПЦ, по первому звонку из пресс-службы епархии летят и журналисты вологодских государственных и частных СМИ , хотя учредителем их РПЦ никогда не бывала.

И люди в рясах мало того что припахали за бесплатно на себя почти все вологодские СМИ , так еще хотят и установить там свое цензорство : вот тут вот нас касайтесь , а тут — ни-ни. Или священники в Вологде претендуют на позицию безапелляционного и непогрешимого духовного авторитета для всех граждан? Но граждане-то разные, и не все носят розовые очечки храмовых прихожан и воспринимают служителей культа как учителей и сакральных персон, имеющих статус посредников между богом и людьми, чье слово будет благорастворенно приниматься.

А социального контроля со стороны общества, главным образом тех же СМИ, РПЦ не хочет ,коль с таким аппетитом встраивается и в медийное пространство, и в социальные структуры \но это другая тема \. Какая буде реакция , если журналисты пошерстят местные бюджеты, посмотрят, что оттуда идет в РПЦ, увидят, сколько бюджетных миллионов вложено в реставрацию исторических памятников — монастырей и храмов, которые затем клирикам преподносятся как на блюдечке для культовой деятельности?

Заметят , что собираются пожертвования на строительство часовен с пенсионеров и инвалидов со стенаниями на плохое усердие вологжан в этом деле , а инициаторы проекта сами катаются целыми компанями в паломничество в Италию и Израйль, а не по прославляемой ими Северной Фиваиде.

А готовы ли вы к тому, страстно желая стать публичными лицами , господа священники, что интерес будет вызывать и ваша частная жизнь ,как у любого публичного лица — будь то депутат , губернатор , шоумен . Может вызвать любопытство , например, как вы, призывая к христианской жизни, канонически соблюдаете посты и насколько в православных традициях скромности и целомудрия воспитываются ваши чада.

Или вы предлагаете любопытствующим довольствоваться вашими вековечными отмашками: отвяжитесь, все люди грешники и сакраментальным конституционным «церковь отделена от государства». Публичность есть публичность! Законы информационного общества для всех одни, тем более в светском пространстве. Или РПЦ среди равных всех равнее?

Светский церковный наблюдатель