Что не помешало бы моему городу, моей Вологде? А вот что. Сильный классический университет. Наверное, это самое главное, что нужно городу сейчас. Предваряя зависший в воздухе вопрос — ни в коем случае я не поддерживаю политику кремлёвской верхушки по закрытию/объединению/переименованию ВУЗов. Как все понимают, от этого вред один. Вред называется распил денежных средств, плюс создание видимости какой-то работы, плюс длинный список конкретного вреда в разных конкретных случаях.
Если положа руку на сердце, минус всех современных технических-педагогических-молочных академий-..., существующих в городе, в том, что их уровень за последние годы упал и снижается. В чём вычисляется объективный уровень ВУЗов? Совершенно точно, что ни в министерских рублях, квадратных метрах и проходных баллах ЕГЭ. Объективный уровень ВУЗа связан со следующими параметрами.
1. Научные кадры. Количество защищённых докторских диссертаций преподавателями ВУЗа в год. Сразу ограничение: докторских наивысшей пробы. Вовсе не таких, когда защищаются с весьма слабыми работами через знакомые советы по принципу «ты мне, я тебе». И тем более не когда дают профессора кандидату наук по совокупности заслуг при поддержке администрации ВУЗа, и тут же открывают у него аспирантуру. А когда всё максимально жёстко, ты открываешь новое направление в твоей науке и держишь удар.
1+. Количество (в год) статей в иностранных научных журналах, сборниках. Количество (в год) международных конференций, проведённых ВУЗом.
2. Количество дочерних исследовательских структур ВУЗа. Есть кафедра, а что она умеет делать кроме того, что читать утверждённые 20 лет назад курсы? А вот что. При ней существует с десяток советов при администрациях, исследовательских, проектных, природоохранных, образовательных и т.п. организаций, просто фирм в конце концов, которые в своей деятельности опираются не на знания 20-30-летней давности, сообщённые им преподавателями кафедры, а на последние их результаты. Получен результат, изобретение, ... — тут же реализуется.
3. Работа с кадрами. Каким образом происходит поиск талантов, будущих учёных, со школьной скамьи? Сколько систем разных олимпиад по предмету, от массовых до элитных, а также конкурсов, командных турниров, ... проводится каждой кафедрой? Сколько — с её помощью (составление заданий, проверка работ, ...) образовательными организациями региона? Как мотивируются сильнейшие школьники для поступления по специализации кафедры? Какова система бонусов у сильнейших студентов в направлении занятий наукой и преподавательской деятельностью? Чем отличается эта система у старших и младших курсов? На каком году обучения происходит выбор кафедры? научного руководителя?
4. Сколько существует на каждой кафедре курсов по желанию, факультативов и т.п., не входящих в блоки спецкурсов, из которых студент должен хотя бы что-то выбрать? Какова посещаемость и продолжительность существования этих «абсолютно необязательных» курсов? Каково количество результатов, полученных студентами по итогам участия в необязательных курсах?
5. Оценка обществом деятельности университета. Насколько более высокооплачиваемыми и престижными являются профессии и конкретные рабочие места, которые занимают выпускники ВУЗа, по сравнению с «средней температурой по больнице», то есть по региону?
6. Бытовая сторона. Качество жизни в общежитиях: психологический климат, бытовые условия, возможность из комнат в общежитиях пользоваться электронными библиотеками. Размер стипендии и льгот. Количество клубов, секций и т.п. по интересам, общеуниверситетских и при каждом факультете. Количество имеющих поддержку (не ниже 5%) абсолютно необязательных ВУЗовских и факультетских мероприятий.
7. Уровень студентов. Какое количество олимпиад 1, 2, 3 уровня проводит ВУЗ? Какова доля абитуриентов, поступающих по олимпиадам? Каковы результаты участия студентов ВУЗа в соревнованиях среди студентов уровня России и международного уровня?
8. Курсы, преподаваемеы в ВУЗе. Степень их современности. Максимальное отставание знаний от передовых результатов, полученных соответствующими научными отраслями. Доля результатов не более, чем
Есть ещё критерии, но сюда весь список не поместится. Заметим, уровня оплаты преподавателей в списке нет — он должен быть не ниже, чем такой, при котором всё перечисленное может быть на должной высоте. :) Все вопросы, почему большинство ВУЗов по этим «реальным» критериям уровня находится глубоко внизу, следует адресовать вовсе не ректоратам этих самых ВУЗов, а учредителям. В их числе: министру образования, председателю правительства и президенту. Именно они могут и должны дать ВУЗу такие возможности, включая финансовые, чтобы всё перечисленное работало.
Я прекрасно понимаю, что стоит увидеть это письмо перечисленным в предыдущем пункте деятелям на каком-нибудь международном банкете, когда не отвертеться от прессы, на следующий же день некоторая (не будем уточнять, от 0% до 100% :)) часть администраций ВУзов себя высечет. Будут строчить доносы наверх, в которых перечислять свои успехи и петь здравницу тем, кто их обокрал (не будем перечислять, кому конкретно :)).
С системой бюрократического аппарата (сейчас называющего себя госслужащими, это чуть ли не со знаком «+» звучит) прекрасно умел бороться Пётр I: рубил бороду и ставил юнгой на фрегат. В итоге одни отрасли появились с нуля, а другие получили такой толчок, что хватило на долгие годы застоя. Напомню, что по конституции царём является народ российский, а не бояре, заседающие на труднодоступных постах вместе с магами из счётного приказа. :)
Появление сильного классического университета в том смысле, о котором я пишу (а не в том, что, в общем-то, и так всё неплохо, перетянем одеяло на себя, напишем пару доносов, сошлёмся на свои же прошлогодние, и можно дальше доживать свою концовку, так как ничего другого не умеем), должно оказать масштабное оздоравливающее влияние на регион.
Довольно быстро поднимется эффективность всех тех отраслей региона, что связаны с кафедрами ВУЗа. С появлением выпускников ВУЗа — кадрового потенциала высочайшего уровня начнётся укрепление системы подготовки кадров в высокотехнологичных компаниях, а также в компаниях, имеющих на уровне России высокие рейтинги в своих отраслях. Рост будет лавинообразным ввиду миграции кадров из одной сферы в другую. У региона появятся выходы на иностранные рынки там, где мы и не мечтали. (Признаюсь, я не смог придумать такую сферу, в которой появление сильнейшего классического университета не привело бы к заметным позитивным изменениям. :))
В ситуации, когда в какой-либо сфере всё плохо, и всем понятно, что плохо, следует делать правильный нравственный выбор. Сначала — следующее. 1) Прекратить себя (и не только себя) обманывать. 2) Прекратить реанимировать то, что умерло. Умерла вся польза от бумажной волокиты, и продолжение бумажного заигрывания с учредителем приведёт к тому, что процесс пойдёт дальше естественным путём (и, поскольку кадров уже недостаточно не только для роста, но и для самоподдержания, всё закончится или через год, или через десять, это не так важно когда), или ещё ускорится. 3) Принять позицию, состоящую в том, что все бумаги следует поджечь в одном большом костре, и думать только над реальными действиями, которые могут спасти ситуацию. Над планом создания в Вологде сильнейшего классического университета.
Читатель уже прекрасно разобрался, что главная проблема — кадровая. А не, скажем, финансовая, или проблема персоналий в администрациях ВУЗов и/или в органах образования. Если на необитаемом острове нет врача, то желание вождя заплатить за своё лечение тонной кокосов ему не сильно поможет. И знаю, что ждёт от меня читатель, — реального плана действий по созданию сильного классического университета. По принципу абсолютного непринятия ошибочных действий чиновников, которые пытаются создать генно-модифицированное ВоГТУ+ВГПУ, которое будет, это очевидно, работать ещё хуже, и всё образование и имевшиеся кадры закончатся в регионе ещё быстрее. Итак, нам нужен план. :)
[продолжение ещё пишется]
Язык у меня колючий, но ничего страшного. Полезно иногда.