7 декабря в «Северном кружке любителей изящных искусств» опубликовали вот эту мою статью, написанную при участии Кости Гудкова.
Какой была Вологда 100 лет назад, мы можем представить, собирая по крупицам информацию из карт, краеведческих исследований, окладных книг и других документов, читая воспоминания очевидцев... Есть и ещё одна возможность: присмотреться к современникам той эпохи — улицам, площадям и зданиям. Тем более, что среди них есть дома, отмечающие в этом году юбилей: 100, 110, 120 и даже 140 лет.
Давайте же окажем честь некоторым нашим старожилам и поздравим их со столь серьёзной датой. А заодно и послушаем истории юбиляров!
Благовещенская, 20. Дом Кирхогланина (по другим данным — Наумова), 1912 г. Объект культурного наследия федерального значения
Отмечает
В бесконечном ожидании реставрации, — безнадёжно констатирует на своём плакате Снеговик-активист. Фото: Сергей Кичигин
Один из самых известных деревянных домов Вологды. Он расположен недалеко от перекрёстка улиц Благовещенской и Батюшкова, в прошлом — Малой и Большой Благовещенских. Рядом находилась церковь Благовещения, давшая название улицам, а возле неё — знаменитыйвологодский кружевной рынок. Поскольку дом Наумова (этот год, кажется, подарит дому «новое» имя!) был доходным, приезжавшие торговать своими работами кружевницы останавливались именно здесь — вблизи рынка. Отсюда и второе название дома — дом кружевниц. После революции кружевной промысел перешёл под контроль государства, рынок исчез. В 1930 г. закрыли церковь, протоиерея о. Константина (Богословского) расстреляли как врага народа. В
Пока один из лучших памятников Вологды был в приличном состоянии, экскурсоводы показывали его как образец «типичного вологодского дома». А между тем у него есть и своя архитектурная особенность: третий, антресольный этаж с собственным фронтоном. Но заметен он только с одной стороны — правой. Интересны и детали в праздничном эклектичном оформлении дома: резные наличники в русском стиле, модерновые накладные цветы на дверях, как бы ренессансные мотивы в арках лоджии... Прекрасно сохранялись латунные ручки оконных рам с особой, ныне неиспользуемой системой. Не дом — сказка!
Юбилейный год не исполнил желания — многократно обещанная реставрация замерла, так и не начавшись. Чиновники не могут договориться, кому из реставраторов отдать памятник. Может быть, хотя бы Новый год принесёт исполнение мечты?
Победы, 32. Дом Алаева, 1912 г. Объект культурного наследия регионального значения
Отмечает
Дом Алаева прекрасно сочетает почти усадебную парадность и милую «домашность» — что может быть лучшим комплиментом доходному дому! Фото: Павел Сергеев
На рубеже
Надо заметить, что архитектура дома полностью диктовалась его назначением: отдельные двери ведут на первый и второй этажи (причём для каждой половины дома — своя входная группа), коридорная система расположения комнат — всё для того, чтобы хоть немного создать ощущение «своего» уголка для каждого жильца.
Когда будете проходить мимо, обратите внимание, как легко сочетаются друг с другом эклектичные элементы — прорезной декор балкона в стиле модерн, напоминающий поставленные в ряд лиры, гирьки в проёмах балконов — привет «русскому узорочью» XVII века, затейливые аттики на крыше, двери с виноградными гроздьями, словно с деревенского иконостаса — сколько смелости и вкуса нужно было, чтобы сочетать это!
Пушкинская, 7. Дом фотографа Л. В. Раевского, 1912 г.
Отмечает
Дом-мастерская Ливерия Раевского, главного фотографа «Вологды, которую мы потеряли». Фото: Игорь Воронин
Ливерий Викторович Раевский
Благовещенская, 46. Дом Крылова, 1902 г. Объект культурного наследия федерального значения
Отмечает
Дом Крылова, кажется, единственный, кто получил подарок на свой юбилей — ему вернули утерянные наличники. Фото: Ольга Малютина
К своему
Ленинградская, 2а. Дом Давыдова. 1902 г. Выявленный объект культурного наследия
Отмечает
Дом Давыдова в ходе переезда утратил декор, но сохранил выразительность форм
Дом Давыдова обращает на себя внимание необычной архитектурой: массивные эркеры занимают место традиционных лоджий-входов, придавая зданию суровый вид крепости. Интересен он и в деталях. Например, форточки расположены в нижней части окон. Говорят, здесь останавливался М. М. Пришвин по пути на Север.
Раньше этот дом располагался на Ленинградской, 5, но в 1977 г. был перенесён сюда и при переносе лишился своего модернового убранства. Легко отделался. А теперь обзавелся еще и пятнистой «боевой раскраской»: ко Дню города его решили покрасить, но так и не довели дело до конца. Стойкости тебе, настоящий боец!
Воровского, 34. Дом купца Илиодора Аполлоновича Шахова, 1892 г. Объект культурного наследия федерального значения
Отмечает
Дому Шахова недавно губернатор пообещал реставрацию. Сбудется ли? Фото: Wikimedia
Илиодор Аполлонович Шахов, хозяин дома, был купцом, владельцем столярной и иконописной мастерской. Ему принадлежали также два здания по соседству (№ 30 и 32) и несколько — в других местах города. За свою долгую жизнь дом ни разу не реставрировался. Зато несколько раз поджигался и сохранился до сих пор только благодаря известному вологодскому фотографу Леониду Васильевичу Старикову, который живёт в нём. Он так давно в планах реставрации, что его уже так и называют — дом Старикова. Памятник, один из самых больших и интересных по своей архитектуре среди деревянных зданий Вологды, когда-то хотели сделать музеем деревянного зодчества.
Чехова, 40. Старый железнодорожный вокзал, 1872 г. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия
Отмечает
Старый деревянный вокзал на Чехова, 40 по-прежнему в работе. Фото: Константин Гудков
20 июня 1872 г. в 5 часов утра состоялось торжественное открытие Вологодско-Ярославской железной дороги. А уже в 6 часов от станции Вологда отправился первый поезд. В 18 часов он вернулся, доставив в Вологду И. Ф. Мамонтова и В. Ф. Чижова — директоров правления акционерного Общества Московско-Ярославской железной дороги, построившего ветку. Новая железнодорожная ветка связала Волгу с Северодвинским бассейном и Мариинской водной системой, а Вологду — со всей сетью железных дорог России.
В заключение
День рождения — всегда немного грустный праздник! Наши родные, увы, не молодеют. К сожалению, и деревянных хранителей истории в городе всё меньше и меньше: они горят, сносятся, разрушаются... Уходят и совсем ещё крепкие! И с каждым из них уходит от нас уголок маленькой, неразгаданной Вологды. Вологды, которую мы уже никогда не увидим.
Пожелаем же нашим юбилярам заботливых хозяев, долгой жизни, некоторым — необходимой реставрации, а нам — жителям Вологды — исторической памяти и любви к своему городу.
При участии Константина Гудкова
Деревянные юбиляры
[Блогово]