Большая захоронка
Рейли знал, что делал. Не случайно в дореволюционном справочнике «Весь Петербург» он значился как «антиквар, коллекционер».
«В начале XX века на территории Вологодской губернии и позднее вошедших в состав Вологодской области восточных уездов Новгородской и Олонецкой губерний располагалось 1098 церковных приходов и 37 монастырей и пустынь, в которых имелось свыше трёх тысяч храмов и часовен, хранивших в своих стенах, по самым скромным подсчётам, около 300 тысяч икон. К этому массиву следует прибавить иконы, имевшиеся в каждой семье, что в общей сложности составит свыше шестисот тысяч произведений иконописи. (А. Рыбаков. «Вологодская икона», 1995.)
А теперь, внимание — тот же Александр Рыбаков о сохранившихся в музейных коллекциях иконах: «... это всего лишь около одного процента от существовавшего когда то на этих землях и погибшего иконописного богатства».
Начало XX века в России отмечено всеобщим интересом к древней иконе — икону всесторонне изучают и исследуют, открываются иконы и фрески Андрея Рублева (И.Грабарь, В.Гурьянов). Иконы были во всех пестрых собраниях московских богачей-меценатов. Формируются частные коллекции икон в других слоях общества (собрания М.Тенишевой, профессора Прахова). Даже в захолустной Мстере владелец местной типографии, краевед И.Голышев владеет представительной коллекцией древних икон.
После 1917 года частное коллекционирование икон прекращается!
Так что удивительно вовремя безукоризненное чутьё коммерсанта вновь привело Рейли в Вологду — на протяжении столетий центр церковной жизни Русского Севера, административный центр огромного региона (восточная граница Вологодской губернии проходила по хребту Уральских гор),
Набирает обороты антирелигиозная кампания — в 1928 году Сталин трижды выступал по поводу наступления на «кулака» и призывал к развертыванию решительной борьбы с религией.
В Вологде были закрыты пять церквей: Вознесенская, Кирилла Белозерского в Рощенье, Зосимо-Савватиевская церкви, теплый (Гавриило-Архангельский) храм Владимирской церкви, а также Знаменская церковь бывшего Свято-Духова монастыря. В этом же году сносятся Никольская церковь на Сенной площади и Вознесенская, а так же также Рождества Богородицы на Верхнем долу.
Часть икон из этих храмов (в основном — из иконостасов), удалось спасти тем немногим прихожанам, которые сохранили верность Церкви и её святыням.
Реставратор Иван Федышин совершил до сих пор не оценённый подвиг — спас около 4 тысяч икон, которые и посейчас хранятся в запасниках Вологодского музея. А сотни тысяч икон...
Какие неоценённые сокровища погибли в эти роковые десятилетия!
Агенты Рейли, (ну, конечно же с удостоверениями агентов ГПУ), прошли краткий курс обучения — Что искать.
1. Икона должна быть с ковчежком. (Углубление, образованное бортиками).
2. Красочное покрытие в несколько слоёв. (Для чего агентов обучали с помощью нашатыря и ножика расчищать маленький фрагмент, преимущественно в верхнем правом углу иконы).
Обучать было не сложно — большинство рыскавших по Русскому Северу агентов были выпускниками духовного училища и семинарии.
Совпало и то, что особо ценные иконы были у староверов, которые давно были на прицеле у чекистов.
Склад для клада
...В 1915 году у одного вологодского купца вспыхнул бурный роман с молодой вдовой купца, владевшего соседним магазином. Но — Вологда город маленький, и для амурных встреч мало приспособлен,
А тот купец догадлив был — на стыке двух лавок он устроил любовный альков — небольшое помещение шириной в полтора метра и длиной в метров шесть. Для пущей секретности он пригласил каменщиков и плотников из лагеря военнопленных в Паприхе близ Вологды, которые и построили ему как сам тайник, так и два входа в него, закрытые шкафами.
Купец закрывался в своей конторке (сводить счета, пересчитывать деньги) а сам заходил в шкаф, отодвигал заднюю стенку, и оказывался в помещении, которое не было указано ни на каких планах. Там его поджидала... Ну, вы догадываетесь
Никто влюблённых не беспокоил, и они могли сколь угодно долго предаваться любовным утехам.
...В начале
Такое было время... Если крестьянин привозил хлеб или масло в город — он тут же попадал в сети отдела по борьбе со спекуляцией местной ЧК. Он даже не мог увезти эти продукты обратно в деревню, и не мог поменять на керосин или конскую сбрую, поскольку существовал строгий запрет на вывоз продовольственных и промышленных товаров из Вологды, и даже главная торговая площадь в Вологде того времени (Сенная) переименовывается в площадь Борьбы со спекуляцией.
(Ныне — площадь Революции, где проводятся городские ярмарки),
В 1918 году то ли купец не выдержал лютых пыток в ЧК, то ли настучали пленные австрийцы, вдруг ставшие пламенными интернационалистами, но тайник стал достоянием немногих чекистов.
Они не стали афишировать свою находку, а вволю попользовались окороками, галетами, консервами, вином и шустовским коньяком, припасёнными купцом для себя, да не судьба...
В 1928 году именно этот тайник и использовали для закладки — сухое, вентилируемое помещение без резких перепадов температуры. И — довольно объёмное.
... В течение месяца в бывшую лавку купца привозили и увозили объёмные ящики, приносили обвязанные холстиной большие широкие доски.
Так на хранение было заложено около тысячи икон, в том числе около 200 икон 17 века, свыше шестисот икон
По меньшей
Несколько — предположительно византийского письма, и могут датироваться
Фрагмент
Сама
Рейли РВАНУЛ в Парагвай, где назревала крупнейшая латино-американская война — Чакская.
На стыке Боливии и Парагвая, на территории, которая раньше и на хрен никому не была нужна, (оттого и граница тут не была чётко обозначена), обнаружили признаки нефти. Позднее выяснилось, что нефти там — с гулькин нос, но это — потом, и воевали по взрослому.
Уточним — Чакская война была вызвана исключительно соперничеством американской нефтяной корпорации Стандарт Ойл и британско-голландской Ройял Датч Шелл, каждая из которых стремилась монопольно распоряжаться нефтью Чако.
Во первых — нефть, а во вторых — война, то есть поставки оружия...
Вот Рейли и поспешил на запах БОЛЬШИХ денег.
В
Последний из «подвигов» Рейли — организация массовой подделки произведений европейской живописи, что увенчалось небывалым успехом, отражённом в чудной статистике — из трёх тысяч работ Рембрандта в
А вологодская захоронка Рейли осталась бесхозной — в 1938 году арестовали и расстреляли тех немногих вологодских чекистов, кто был в курсе. Остались только невнятные слухи, и...
Всё таки, были документы, которые всплыли в 1991 году, и начался раздел и передел захоронки.http://newsvo.ru/blogovo/8/
Так, а теперь вспомним, во сколько оценили икону
В один миллион евро.
То есть, в тайнике купца лежит (лежало?) БОЛЬШЕ миллиарда.
Примерно — долг Вологодской области. (около 30 миллиардов рублей).
...Когда в 2004 году мне предложили принять участие в поисках «захоронки», мой шеф, Валерий Денисов, (организатор и экс-президент банка «Традиция», ныне — «Промэнергобанк»), популярно объяснил, что к ТАКИМ деньгам даже приближаться нельзя.
Собственно, потому он и сам умер своей смертью, в отличие от своих бывших компаньонов — того застрелили в Австрии, того — в Амстердаме, в Москве, Лос-Анджелесе...
Об этом же я предупреждал вологодского предпринимателя С. — Такие деньги убивают! — но он отмахнулся — Паша, кого ты учишь!
И вскоре последовала его странная смерть...
Автокатастрофа?
Совсем недавно мне пришлось держать в руках серийное изделие — как раз для устройства автокатастроф.
Внешне — трубочка размером с перьевую авторучку. Вставляется в подголовник (или — спинку водительского сиденья) через малозаметный разрез.
Сигнал с пульта дистанционного управления — и пороховой заряд выбрасывает вперёд пулю (замороженная жидкость в оболочке золотой фольги, вариант — крупные кристаллы соли) а назад — само стреляющее устройство, вылетающее через заднее стекло. Кто обратит внимание на маленький металлический стаканчик, валяющийся в сотне метров от места аварии? А соль бесследно растворяется.
11 августа 2011 года погиб предприниматель, коллекционер антиквариата и политик Михаил Суров. Официальная версия — автокатастрофа, только...
Адвокат Олег Сурмачёв сделал фотоснимки на месте катастрофы, на которых отчётливо видна пробоина на заднем стекле автомобиля Сурова.
* * *
А теперь посмотрите, как у нас «реставрируют» старые здания по методу «До основанья, а затем...»
Ни на какие мысли не наводит?
Глядя на груду кирпичей на месте торговых рядов, попробуй догадаться — был тут тайник? И что было в том тайнике?
А на чёрном рынке помалу вдруг стали появляться очень ценные иконы. Очень помалу, чтобы не обрушить спрос.
* * *
С благодарностью историку Александру Быкову, книга которого «Дипломатический корпус» была использована при написании данного материала.
Конспект романа. часть 3, заключительная
[Блогово]