Термин этот появился недавно — в связи с тем, что наблюдатели из крупных городов повадились ездить в соседние (и не только) регионы наблюдать за местными выборами. Звучит это словосочетание несколько высокомерно и, в общем, отдает отчетливым привкусом гламура, но сермяжная правда в нем все же есть. Потому как ни в какой иной ситуации обычный человек, по работе никак не связанный с командировками и с какой-либо совместной деятельностью с жителями других регионов, не сможет настолько быстро и капитально въехать в местные умонастроения.
Итак, Вологда, довыборы депутатов в местную Думу. Что меня поразило там больше всего, так это полное стирание различий между якобы политическими партиями. Поскольку в моем округе одного депутата выбирали на пяти соседних избирательных участках, то кандидаты в течение дня по нескольку раз заходили на участок проведать, как идут дела.
Некоторые блиц-портреты:
— кандидат от ЛДПР прибежал и устроил скандал на тему, что наблюдатели сидят штаны просиживают и придрался к какой-то ерунде. При этом он вроде бы запустил гопников гулять вокруг участка и скупать голоса.
— кандидат от Едра произвел самое приятное впечатление, по крайней мере разговаривал он вежливо и выглядел каким-то даже затравленным. Правда, про него местные говорили, что он владеет заводом, который в сговоре с двумя другими аналогичными заводами диктует цены на вологодские товары первой необходимости.
— кандидат от КПРФ маленький, с бегающими глазками, приходил на участок в компании двух братков и какой-то однозначного вида девицы в золоте.
— самовыдвиженец, который в итоге и выиграл выборы, живьем не появлялся, зато поставил на улице двух экзитпульщиков, которые каждые полчаса сливали ему инфу о ходе голосования. Прошлое у него темноватое — сидел, говорят, да и настоящее тоже не менее темно.
— полицейский, охранявший участок, оказался очень тактичным и никак не вмешивался в процедуру выборов — для питерских наблюдателей этот факт поразителен сам по себе, более того, где-то в середине дня его пришла проведать семья — жена и пятеро (!) детей.
— местные наблюдатели от партий работали довольно старательно, им всем обещали заплатить, на нас, приехавших из Питера за просто так, они смотрели квадратными глазами.
Сама процедура голосования была без каких-либо серьезных нарушений, но меня не оставляло ощущение неуловимого подвоха. Потом, уже когда все кончилось, стало понятно, в чем дело. Нужные избиратели были «заряжены» заранее — подарками и посулами — голосовали, в основном, одни бабушки. Информации о проходящих в городе выборах было немного, и информировали только нужных людей. Все прошло без сучка без задоринки только потому, что, по сливам экзитпульщиков, голосование шло в пользу выигравшего кандидата. Не знаю как, но было очевидно, что комиссия на его стороне, и если бы вдруг у него была инфа о том, что он проигрывает, они бы что-нибудь да намухлевали — просто в этом не было необходимости.
Город, в общем, депрессивный, с полуразрушенными деревянными домами и неотремонтированными каменными, дороги ужасные, квартплата в регионе по
Так что — вот они, впечатления от электорального туризма...