Второй день: Вытегра, Музей морской славы «Подводная лодка Б—440» | 30 июля 2012 года
Я много чего боялся в детстве. Того теневого человечка, карлика-великана, который скользил по поверхностям нашей квартиры, я лежал в постели и дверь в мою комнату была открыта, и сначала я узнавал, что он пришёл, узнавал не видя, а потом только видел его, видел, как он проносился от входной двери на кухню, специально стараясь быть замеченным, чтоб помучить, лишний раз помучить меня, замирал там на несколько страшных секунд, сердце моё колотилось неимоверно, и потом, неспешно, карлик появлялся и уже шёл ко мне, медленный карлик, не смотрел на меня, как же медленно, медленно поворачивает голову в мою сторону, скользит взглядом и я знаю, я вижу точки, куда он смотрит, и взгляд набегает на меня, на оцепеневшего меня, мы смотрим друг на друга и в долю секунды теневой великан налетает и мир исчезает.
И ещё чёрную руку, что высунулась, безобразно кривляясь, словно часть разделённого надвое червя, из-за шкафа недалеко от моей кровати, и кожа лоснилась в лунном свете уличного фонаря на, серьёзно, десятке её пальцев, и, почуяв меня, перестала извиваться, раскрылась и понеслась, и я даже не орал, отец рассказывал потом, что я выл, и выл так, что источник звука был непонятен, резонировал целый дом.
И вот чего боялся ещё: у папы в детстве был друг, Миша, прекрасный пловец, будущий тренер сборной Армении по подводному ориентированию (в этой сборной была и моя сестра, и я знал Мишу прекрасно, и он очень серьёзно пил). Так вот (важно понимать, что детали этой истории невосстановимы, скелет её состоит из лишь трёх элементов — труба, вода и событие, остальное, наверняка, придумано и раскрашено лично мной) когда-то мой папа был маленьким. И недалеко от его дома, а это был мраморный дворец, увитый виноградом, и белые глянцевые стены его всегда сквозили синевой от вечного лазоревого неба, было озеро, золотые рыбки озера приносили мальчишкам со дна жемчуга... в канаве у дома отца (друзьям из Еревана будет интересна, наверное, привязка к месту события — проспект Баграмяна) после ливней было много воды, под дорогой канаву заменяла труба.
Несколько метров неширокой трубы, проныривать сквозь которую решался только тот самый Миша. Все мальчишки купались в канаве, но проныривал только Миша. Ура, появился герой, он тоже может! И герой застрял в трубе. Солдатиком, руки по швам. Иногда я думаю, что это был мой папа. Иногда — что нет. Иногда я специально переживаю эту историю, вызываю воспоминание. Иногда она налетает на меня сама, навязывается мне. Героя вытащили и даже откачали. Но его минута в трубе — самый настоящий мой ужас. И этот ужас уверял меня, что я неспособен находится в замкнутых пространствах. Теневой человек, чёрная рука и минута в затопленной трубе — добро пожаловать на подводную лодку, я приглашаю вас всех! ))
Б-440 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641. По классификации НАТО — «Foxtrot». В
В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск». 12 августа на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положения, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
В
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы — необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
Так мучила ли меня клаустрофобия на подводной лодке? Пока идёшь с друзьями и слушаешь гида — нет. Что-то тёмное может шевельнуться внутри от рассказов — про температуру в некоторых отсеках, доходившую на действующей лодке до 60 градусов, про скрежет корпуса при погружении, про огромное количество матросов в малюсеньких отсеках, про обеднённый воздух и т.д. Но когда остаёшься один в небольшом отсеке, когда начинаешь представлять, что это не музей с ровными полами, поручнями и прекрасной вентиляцией (т.е. занимаешься тем, что я очень люблю — пугаешь себя), а настоящая лодка где-то на глубине — вот тогда становится страшно, и голова начинает кружиться, и тёмным пятном наступает клаустрофобия.
1. Вот она, подводная лодка Б440. Смотрите, для удобства посетителей в правом борту прорезано две двери, в действующей лодке их, конечно, не было.
2. Вход в музей — это вход в первый отсек, я всегда думал, что именно здесь находится капитанская рубка (или как там это на подводной лодке называется), а вот нет. Здесь — носовой торпедный аппарат на 6 торпед.
3.
4.
5. Это самое шикарное помещение на лодке, здесь каюты капитана и офицеров, офицерская кают-компания.
6. Для удобства всё тех же посетителей в перегородках между отсеками прорезаны «двери», на действующей лодке их нет, только люки.
7. Третий отсек, центральный пост управления подводной лодкой. Это то, что я называю капитанской рубкой )) На фотографии — перископ, в детских наутилусных фантазиях я частенько в такой поглядывал ))
8. В этом же отсеке — люк на мостик.
9. И снова центральный отсек.
10. Эти многочисленные вентили регулируют подачу воздуха в цистерны главного балласта при всплытии.
11. За дверью — дизельный отсек и приборы управления двигателями (их три) и контроля за ними.
12.
13. Дизельный отсек, слева и справа, собственно, дизели, был ещё один по центру — но его демонтировали для, да-да-да, удобства посетителей ))
14. Тима ))
15. Нереально крутой «спасательный гидрокомбинезон подводника». В такой красоте можно покинуть затонувшую лодку с глубины до 120 метров!
16. Он же покрупнее — красивый ))
17. Слева — умывальник, справа — гальюн (привет, новое слово в моём словарном запасе)) На стенах гальюна — механизмы по удалению отходов и приборы контроля за ними (механизмами))
18. Водолазный костюм, смотрите, какой красивый! Вроде как передвигаться в таком на поверхности человек не может из-за того, что он очень тяжёлый (только шлем весит около 20 кг), и для поддержки водолаза в отсеке есть специальный механизм, ездящий по рельсам в потолке и крепящийся к костюму цепями.
19. Этот отсек очень напомнил мне подвал обыкновенного дома ))
20. Настоящий люк и ненастоящая дверь.
21. На мостике.
22. Спасательный буй. Если лодка терпит бедствие, она выбрасывает его и буй плавает на поверхности воды и помогает спасателям определить местоположение лодки.
23. А для связи спасателей с терпящим бедствие экипажем на буе предусмотрен такой телефон.
24.
После посещения музея мы поехали на север и остановились на день на берегу Белого моря, об этом — в ближайшее время ))