Заведующий лабораторией «Хрономедицина и новые технологии в клинике внутренних болезней» МГМУ имени Сеченова, профессор Семён Рапопорт появляется в моём ЖЖ уже во второй раз. Причина всё та же — истерия по поводу перевода часов на зимнее и летнее время. В прошлые два раза Рапопорт противоречил сам себе — то у него перевод стрелок не влиял на здоровье, то грозил летальным исходом. В этот раз учОный выбрал золотую середину:
Где учёный ошибается, а где прав? Давайте посмотрим.
Так уж сложилось, что наше Солнце — источник огромного количества бесплатной энергии, не использовать которую, мягко говоря, глупо. Поэтому пролетарии прошлого всегда подстраивали свои рабочие графики под солнце. Работать они начинали на восходе, а заканчивали на закате. Так бедные слои населения экономили на освещении и обогреве. Богатые граждане в свою очередь жили по часам. Круглый год они вставали в одно и то же время — допустим в 7:30. И если летом в это время уже светло, то зимой в это время ещё темно. Приходилось тратиться на свечи и лучину.
Отметим, что в середине 19 века в Англии — главной научной державе тех времён — шёл процесс стандартизации и унификации всего подряд. Цель была благая — ведь болт, сделанный в Манчестере, не подходил к гайке, сделанной в Ливерпуле. Переход к единому стандарту эту проблему решил. В реформистком угаре англичане придумали ещё одну революционную по тем временам штуку — нормированный рабочий день. Мануфактурам, фабрикам и заводам надлежало начинать свои производства в один и тот же час. И если зимой трудовые будни начинались в темноте (а это дополнительные траты на освещение), то летом темнота наступала в конце рабочего дня (опять же дополнительные траты).
Именно вопросы экономии и заставили задуматься о подстройке гражданского времени под астрономическое. Британские учёные подумали: пусть рабочий день начинается в 8, но этот час будет приходить зимой и летом в разное время. Приближать зимнее время предлагалось постепенно — по 20 минут назад каждое воскресенье сентября. Идею никто не поддержал и перевод стрелок так и остался проектом на бумаге.
Но через некоторое время случилась Первая мировая война. Уголь стал дефицитом, и от грамотного распределения топлива стало зависеть очень многое. Тогда-то расчётливые немцы и вспомнили о переводе стрелок. Благодаря этому шагу, в 1916 году Германия получила настолько очевидное преимущество, что в 1917 году стрелки часов стали переводиться во всех странах-участницах Первой мировой войны. Кстати, через 10 лет в СССР началась индустриализация. Постройка мощной энергетической системы, позволяющей обороняться круглосуточно, без перевода стрелок — было одним из главных условий модернизации нашей страны.
В послевоенные годы перевод стрелок экономил для нашей страны до 7 млрд киловатт-часов в год. С развитием промышленности и оптимизацией энергетики эта выгода постепенно снижалась, а в последние годы вообще приблизилась к нулю. К
К тому же наши экономисты умеют оперировать лишь прямыми факторами и совсем не разбираются в косвенных. Российским экономистам не под силу посчитать денежные потери от пробок на дорогах, а уж убытки от «тёмного» утра станут для них очевидными лишь к 2158 году. Подскажу, что пробки и «тёмное» рабочее утро увеличивают количество опозданий, снижают работоспособность человека, ударяют по иммунитету, а значит приводят к больничным. Всё это в итоге оборачивается денежными потерями для экономики.
Так что человек обязан подстраиваться под солнце. И в этом Семён Рапопорт безусловно прав. Да и все долгосрочные, но неочевидные плюсы перевешивают очевидные, но сиюминутные минусы. Вариантов всего два — либо дважды в год переводить стрелки часов, либо всегда жить по зимнему времени. Дмитрий Медведев со своим «вечным летним» временем доказал, что либералы и гуманитарии хуже верующих, и решение важных вопросов им доверять нельзя.
Всего доброго.
P.S.: Блин, с Рапопортом меня опередили сначала на dirty.ru, а потом и сам Экслер. Да, популярен у нас этот «проффесор».