Журнал Фома опубликовал статью «Храм, оплаканный Шукшиным, и люди, которым он всё ещё нужен»

[Блогово]

Как сообщалось ранее, мы ждали публикацию статьи в журнале «Фома» с мая этого года, когда к нашей первой поездке присоединилась Екатерина Соловьева katias (спец- и фотокорреспондент журнала «Фома», создатель и модератор ЖЖ-сообщества Русский Север).

Стараниями Кати, статья вышла в июльском номере журнала «Фома» № 7(111) в рубрике «люди».

Катя, спасибо!



Кстати, автор заглавной фотографии этой статьи — Александр Хлопотин, который сделал ряд замечательных снимков в первые дни мая. Остальные фото — Екатерина Соловьева, Владимир Сергеев, а также архивные фото.

Крохинскому фоторепортажу Кати был посвящен отдельный рассказ.


krohino_1
Та самая фотография Александра Хлопотина (май, 2012 г.)


Храм, оплаканный Шукшиным,

и люди, которым он все еще нужен

Василий Шукшин собирался снимать «Калину красную» у себя на родине — на Алтае. Но, как водится, средства поджимали, сроки изменились, и выбор пал на Белозерск и окрестности: и недалеко от Москвы (Вологодская область), и тюрьма есть, откуда Егор Прокудин освобождался, и старинный город, и деревня неподалеку, где, по сценарию, жила «заочница» Любовь Байкалова.

В самом начале фильма, в том месте, где Егор плывет по Шекснинскому водохранилищу на ракете, — появляется храм. Храм Рождества Христова у бывшего села Крохино. Показанный со всех сторон, он, пустой, полузатопленный, но еще не разрушившийся, одиноко стоит посреди водной глади. Прокудин долго провожает его взглядом, как провожают взглядами этот храм в наши дни десятки тысяч туристов, проплывающих на теплоходах по Шексне маршрутом Москва-Петербург.

Вспоминают ли пассажиры шукшинские кадры, думают ли хоть мгновения о судьбе разрушенного, подмытого, обточенного ветрами и водой храма? Многие ли из них видели этот храм на фотографиях другого Прокудина — Прокудина-Горского, который запечатлел церковь в начале XX века? Тогда она, не тронутая еще водой, живая, сзывала колокольным звоном на воскресную службу прихожан из сел Крохино и Каргулино.

Волонтеры

Конец апреля 2012 года. По Шексне еще плывет лед. Огибая ледяное крошево, к островку, на котором стоит храм, пробирается моторка. Укутавшись от ледяного ветра, в моторке сидят семеро в оранжевых касках. Странная разношерстная компания молодых людей, объединенных одной идеей — сохранения «никому не нужного», исчезнувшего из карт и путеводителей храма.



krohino_3



Христорождественский приход в Крохинском посаде составился из двух селений — Крохинского и Великоселья, из которых первое было даровано Ферапонтову Белозерскому монастырю, а другое — Кирилло-Белозерскому. После соединения вод Волги с водами Балтийского моря через реку Шексну и Мариинский канал Крохинское и Великоселье получили общее название Крохинская пристань. В 1777 году 4 ноября указом Императрицы Екатерины II Крохинская пристань была переименована в посад. В 1788 году на левом берегу была построена каменная двухэтажная церковь Рождества Христова с колокольней — в стиле «северного барокко». В нижнем этаже был зимний храм, а в верхнем двухсветном — летняя церковь.



Анор Тукаева — в теплом рабочем бушлате она вовсе не похожа на эксперта консалтинговой фирмы. Успешная и целеустремленная, Анор в свободные дни отпуска и выходные садится в плацкартный вагон поезда Москва — Череповец, чтобы провести время на ледяном ветру в обществе друзей-добровольцев, лома и лопаты. Она — главный вдохновитель проекта восстановления, инициатор волонтерских поездок, создатель сайта krokhino.ru, организатор выставки «Города под водой», которая сейчас проходит на московских площадках, а с августа переедет в белозерский музей.Церковь исчезла с топографических карт вместе с поселком Крохино, который оказался на пути строительства Волго-Балтийского водного пути между Рыбинским водохранилищем и Онежским озером. Сёла Крохино и Каргулино были полностью затоплены в 1961 году во время создания Шекснинского водохранилища. Тогда для усовершенствования судоходства по реке Шексне нужно было поднять уровень воды минимум на пять метров. Очередное поднятие произошло уже при строительстве 8-го шлюза Волго-Балтийского канала в поселке Шексна.



krohino_2

«Я впервые увидела храм на фотографии — в начале 2009 года я заинтересовалась историей Волго-Балта и затопленных территорий. Трагическая история церкви поразила меня, и в феврале того же года я уже шла к храму по льду Шекснинского водохранилища и думала, что кроме него ничего не осталось в память о людях, которые жили здесь столетиями. Прикоснувшись к стенам церкви, я поняла, что не смогу оставить все как есть. Осознала еще одну вещь: хочу показать эту церковь своим детям. И если не займусь ее восстановлением сейчас, лет через десять показывать будет нечего».

В сентябре 2009 года проект сохранения церкви уже обсуждался и был поддержан специалистами авторитетных институтов: Искусствознания, археологии РАН, и культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.



krohino_9

Дмитрий Куликов — архитектор-реставратор, правая рука Анор и главный профессионал проекта, закончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ) по специальности архитектор-реставратор.

«Мне было 15 лет, когда я впервые увидел крохинскую церковь на фотографии в журнале „Родина“ — это было в 1989 году. Был потрясен до глубины души — просто не представлял, что такое бывает. Когда наткнулся в сети на проект по сохранению храма — тут же связался с Анор, и выяснилось, что мы живем в Москве в соседних домах...В болотных сапогах обходит храм по периметру, линейкой замеряет трещины и проверяет маячки, поставленные на них. Дима доволен — с ноября трещины не увеличились, значит, благодаря грамотно сделанной в ноябре 2011 года обвалóвке процесс разрушения храма остановлен.

Я в профессии больше десяти лет, мне доводилось видеть много разоренных и разрушенных храмов, но все они стояли на твердой земле. С условиями, когда объект со всех сторон омывается водой, я столкнулся впервые. Этот храм единственный в своем роде во всей России, его сестрой по несчастью могу назвать лишь Калязинскую колокольню. И все же, несмотря на столь агрессивную среду, ежедневное омывание волнами в период навигации, храм стоит уже более 50 лет. Не перестаю удивляться качеству работы прежних мастеров-каменщиков!»

Роман Харичев родился в Белозерске. Среди волонтеров он один из немногих местных. Работает в Череповце на «Северстали». Узнал о проекте в Интернете и присоединился к волонтерам, взяв на себя огромную часть физической работы и заботу об инвентаре, ночлеге и «белозерской логистике». Местные охотнее доверяют «своему» парню, нежели «заезжим москвичам», и это уже принесло плоды — несколько друзей Ромы пожелали присоединиться к работам.



Володя Сергеев именует себя «чорным краеведомъ» и известен в интернет-кругах как собиратель артефактов советской эпохи. Вглядываясь вдаль, он поправляет на голове эбонитовую каску 60-х годов, добытую где-то на чердаках старых пятиэтажек. Владимир приезжает на работы по обвалóвке церкви уже второй раз. «Тянет сюда», — еле слышно говорит он, смущаясь и глядя в сторону.



krohino_10

Юрий Антонов тоже из Питера. На надоевший вопрос о сочетании его имени и фамилии привычно отвечает: "Что поделать — я 1981 года рождения, с такой фамилией в такое время родители не оставили мне выбора«.Кристина и Миша Лернеры из Питера тоже второй раз приезжают в Крохино, чтобы провести выходные с «киркой и лопатой». Кристина — арт-фотограф, а Миша — технический аналитик по поддержке IT. Они хорошо подготовились — новые болотные сапоги, добротные рюкзаки и куртки. Восемь часов тяжелой физической работы на холодном ветру без горячей еды — вот такая альтернатива уик-энду на диване.

Спрашивать Юру о том, что привело его в компанию волонтеров, таскающих где-то на севере тяжеленные мешки с битым кирпичом, — бесполезно. «Всегда мечтал поправить физическую форму», — отшучивается тезка композитора. Юре принадлежит идея создания баннера-растяжки с надписью «SOS! krokhino.ru». Идею воплотили в жизнь, и теперь волонтеры вешают баннер на храм в начале навигации. В надежде на то, что любознательные туристы с теплоходов, фотографирующие церковь, узнают чуть больше о ее истории и о том, как помочь тем, кто взялся за ее сохранение. История крохинского храма сподвигла Юру пойти дальше — параллельно он собирает группы добровольцев для восстановления разрушенных храмов Каргополья.

Малая отдача

Надо ли говорить, что скептиков авторы проекта на своем пути встречают гораздо чаще, чем людей сочувствующих, а тем более готовых помочь. Большинство в лучшем случае удивляется странному стремлению восстановить храм на какой-то далекой Шексне, в худшем — крутят у виска за спиной у ребят.



krohino_12

Из ЮНЕСКО и Администрации президента призыв к восстановлению храма отправили в Министерство культуры, а оттуда в Комитет историко-культурного наследия Вологодской области. Из Комитета ответили, что «церковь памятником не является, а постановка ее на учет в реестр памятников может занять добрых несколько лет».

Вопреки скептицизму и безразличию волонтеры верят: приложив общие усилия, «безнадежную» церковь реально восстановить. Крохино можно превратить в уникальное место, способное «оживить» окрестные села, привлечь паломников, туристов и прихожан, дать для местных рабочие места, в конце концов. В перспективе проекта — после завершения реставрации храма — строительство причала для маломерных судов и дома для священника и его семьи. Запланирован и небольшой музей с гостевым домом для паломников — с залом для выставок и культурных вечеров.

Большая перемена

О двух коротких майских поездках в Крохино волонтеры рассказывают с осторожной гордостью — удалось сделать огромный объем работы: уложить в дамбу более двухсот мешков с грунтом и кирпичным боем и поднять за ними насыпь — чтобы, швартуясь, лодки не вспарывали мешки. Теперь вода больше не подмывает фундамент, а уцелевшие стены надежно защищены от волн. В Белозерске Дима нашел каменщиков, и в ближайшие поездки начнется фрагментарная вычинка и реставрация.

krohino_13

— В последний приезд мы заметили: что-то меняется в сознании местных, — говорит Анор. — Нас постепенно перестают считать за столичных фриков и корыстных копателей. И команда наша увеличивается: теперь с нами два активиста православной организации «Молодая Русь» и старожил располагающегося неподалеку села Никитино. Уважаемый человек, руководитель фотоклуба. До недавнего момента критиковал нас много, а теперь вот — помогает.

И последнее, что тронуло до глубины души. Как-то в один из рабочих дней мимо храма проплывал очередной лайнер. И вдруг он дал долгий гудок — в нашу честь. А пассажиры зааплодировали, и мы сквозь шум ветра и волн услышали их громкое и доброе — «Спасибо!».

Всем миром

В августе состоится большая волонтерская поездка в Крохино — на несколько дней. Проекту по-прежнему очень нужны люди — творческие, оригинальные, с инициативами и свежими идеями. Всегда актуальна и материальная помощь. Пока что на проект не отликнулся ни один серьезный спонсор. Волонтеры тратят свои деньги. На зарплату профессиональным каменщикам, на цемент, на инвентарь, на транспорт и так далее. Вся информация в разделе сайта «Как помочь проекту», почтовый ящик: [email protected].

8144d606a7007fb25ce37e86a4c88773.ff6936eb4f387fecf9a7fab296de05c2

Справка: «Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов.



P.S.: В течение месяца после публикации статьи о крохинском проекте, на нашу почту [email protected] начали приходить письма из разных городов (Санкт-Петербург, Воронеж, Саратов, Миасс) с выражением добрых пожеланий и намерений участвовать в волонтерских поездках. Благодаря этой статье уже в июльскую поездку к нам присоединился самый юный волонтер — Коля Сафронычев, а в августовскую поездку — Ирина Уколова и Татьяна Алексеевна Вальдина. Обо всем этом можно будет прочитать в наших следующих постах.