Как сообщалось ранее, мы ждали публикацию статьи в журнале «Фома» с мая этого года, когда к нашей первой поездке присоединилась Екатерина Соловьева katias (спец- и фотокорреспондент журнала «Фома», создатель и модератор ЖЖ-сообщества Русский Север).
Стараниями Кати, статья вышла в июльском номере журнала «Фома» № 7(111) в рубрике «люди».
Катя, спасибо!
Кстати, автор заглавной фотографии этой статьи — Александр Хлопотин, который сделал ряд замечательных снимков в первые дни мая. Остальные фото — Екатерина Соловьева, Владимир Сергеев, а также архивные фото.
Крохинскому фоторепортажу Кати был посвящен отдельный рассказ.
Храм, оплаканный Шукшиным,
и люди, которым он все еще нужен
Василий Шукшин собирался снимать «Калину красную» у себя на родине — на Алтае. Но, как водится, средства поджимали, сроки изменились, и выбор пал на Белозерск и окрестности: и недалеко от Москвы (Вологодская область), и тюрьма есть, откуда Егор Прокудин освобождался, и старинный город, и деревня неподалеку, где, по сценарию, жила «заочница» Любовь Байкалова.
В самом начале фильма, в том месте, где Егор плывет по Шекснинскому водохранилищу на ракете, — появляется храм. Храм Рождества Христова у бывшего села Крохино. Показанный со всех сторон, он, пустой, полузатопленный, но еще не разрушившийся, одиноко стоит посреди водной глади. Прокудин долго провожает его взглядом, как провожают взглядами этот храм в наши дни десятки тысяч туристов, проплывающих на теплоходах по Шексне маршрутом Москва-Петербург.
Вспоминают ли пассажиры шукшинские кадры, думают ли хоть мгновения о судьбе разрушенного, подмытого, обточенного ветрами и водой храма? Многие ли из них видели этот храм на фотографиях другого Прокудина — Прокудина-Горского, который запечатлел церковь в начале XX века? Тогда она, не тронутая еще водой, живая, сзывала колокольным звоном на воскресную службу прихожан из сел Крохино и Каргулино.
Волонтеры
Конец апреля 2012 года. По Шексне еще плывет лед. Огибая ледяное крошево, к островку, на котором стоит храм, пробирается моторка. Укутавшись от ледяного ветра, в моторке сидят семеро в оранжевых касках. Странная разношерстная компания молодых людей, объединенных одной идеей — сохранения «никому не нужного», исчезнувшего из карт и путеводителей храма.
Христорождественский приход в Крохинском посаде составился из двух селений — Крохинского и Великоселья, из которых первое было даровано Ферапонтову Белозерскому монастырю, а другое — Кирилло-Белозерскому. После соединения вод Волги с водами Балтийского моря через реку Шексну и Мариинский канал Крохинское и Великоселье получили общее название Крохинская пристань. В 1777 году 4 ноября указом Императрицы Екатерины II Крохинская пристань была переименована в посад. В 1788 году на левом берегу была построена каменная двухэтажная церковь Рождества Христова с колокольней — в стиле «северного барокко». В нижнем этаже был зимний храм, а в верхнем двухсветном — летняя церковь.
Анор Тукаева — в теплом рабочем бушлате она вовсе не похожа на эксперта консалтинговой фирмы. Успешная и целеустремленная, Анор в свободные дни отпуска и выходные садится в плацкартный вагон поезда Москва — Череповец, чтобы провести время на ледяном ветру в обществе друзей-добровольцев, лома и лопаты. Она — главный вдохновитель проекта восстановления, инициатор волонтерских поездок, создатель сайта krokhino.ru, организатор выставки «Города под водой», которая сейчас проходит на московских площадках, а с августа переедет в белозерский музей.Церковь исчезла с топографических карт вместе с поселком Крохино, который оказался на пути строительства Волго-Балтийского водного пути между Рыбинским водохранилищем и Онежским озером. Сёла Крохино и Каргулино были полностью затоплены в 1961 году во время создания Шекснинского водохранилища. Тогда для усовершенствования судоходства по реке Шексне нужно было поднять уровень воды минимум на пять метров. Очередное поднятие произошло уже при строительстве
«Я впервые увидела храм на фотографии — в начале 2009 года я заинтересовалась историей Волго-Балта и затопленных территорий. Трагическая история церкви поразила меня, и в феврале того же года я уже шла к храму по льду Шекснинского водохранилища и думала, что кроме него ничего не осталось в память о людях, которые жили здесь столетиями. Прикоснувшись к стенам церкви, я поняла, что не смогу оставить все как есть. Осознала еще одну вещь: хочу показать эту церковь своим детям. И если не займусь ее восстановлением сейчас, лет через десять показывать будет нечего».
В сентябре 2009 года проект сохранения церкви уже обсуждался и был поддержан специалистами авторитетных институтов: Искусствознания, археологии РАН, и культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева.
Дмитрий Куликов — архитектор-реставратор, правая рука Анор и главный профессионал проекта, закончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ) по специальности архитектор-реставратор.
«Мне было 15 лет, когда я впервые увидел крохинскую церковь на фотографии в журнале „Родина“ — это было в 1989 году. Был потрясен до глубины души — просто не представлял, что такое бывает. Когда наткнулся в сети на проект по сохранению храма — тут же связался с Анор, и выяснилось, что мы живем в Москве в соседних домах...В болотных сапогах обходит храм по периметру, линейкой замеряет трещины и проверяет маячки, поставленные на них. Дима доволен — с ноября трещины не увеличились, значит, благодаря грамотно сделанной в ноябре 2011 года обвалóвке процесс разрушения храма остановлен.
Я в профессии больше десяти лет, мне доводилось видеть много разоренных и разрушенных храмов, но все они стояли на твердой земле. С условиями, когда объект со всех сторон омывается водой, я столкнулся впервые. Этот храм единственный в своем роде во всей России, его сестрой по несчастью могу назвать лишь Калязинскую колокольню. И все же, несмотря на столь агрессивную среду, ежедневное омывание волнами в период навигации, храм стоит уже более 50 лет. Не перестаю удивляться качеству работы прежних мастеров-каменщиков!»
Роман Харичев родился в Белозерске. Среди волонтеров он один из немногих местных. Работает в Череповце на «Северстали». Узнал о проекте в Интернете и присоединился к волонтерам, взяв на себя огромную часть физической работы и заботу об инвентаре, ночлеге и «белозерской логистике». Местные охотнее доверяют «своему» парню, нежели «заезжим москвичам», и это уже принесло плоды — несколько друзей Ромы пожелали присоединиться к работам.
Володя Сергеев именует себя «чорным краеведомъ» и известен в интернет-кругах как собиратель артефактов советской эпохи. Вглядываясь вдаль, он поправляет на голове эбонитовую каску
Юрий Антонов тоже из Питера. На надоевший вопрос о сочетании его имени и фамилии привычно отвечает: "Что поделать — я 1981 года рождения, с такой фамилией в такое время родители не оставили мне выбора«.Кристина и Миша Лернеры из Питера тоже второй раз приезжают в Крохино, чтобы провести выходные с «киркой и лопатой». Кристина — арт-фотограф, а Миша — технический аналитик по поддержке IT. Они хорошо подготовились — новые болотные сапоги, добротные рюкзаки и куртки. Восемь часов тяжелой физической работы на холодном ветру без горячей еды — вот такая альтернатива уик-энду на диване.
Спрашивать Юру о том, что привело его в компанию волонтеров, таскающих где-то на севере тяжеленные мешки с битым кирпичом, — бесполезно. «Всегда мечтал поправить физическую форму», — отшучивается тезка композитора. Юре принадлежит идея создания баннера-растяжки с надписью «SOS! krokhino.ru». Идею воплотили в жизнь, и теперь волонтеры вешают баннер на храм в начале навигации. В надежде на то, что любознательные туристы с теплоходов, фотографирующие церковь, узнают чуть больше о ее истории и о том, как помочь тем, кто взялся за ее сохранение. История крохинского храма сподвигла Юру пойти дальше — параллельно он собирает группы добровольцев для восстановления разрушенных храмов Каргополья.
Малая отдача
Надо ли говорить, что скептиков авторы проекта на своем пути встречают гораздо чаще, чем людей сочувствующих, а тем более готовых помочь. Большинство в лучшем случае удивляется странному стремлению восстановить храм на какой-то далекой Шексне, в худшем — крутят у виска за спиной у ребят.
Из ЮНЕСКО и Администрации президента призыв к восстановлению храма отправили в Министерство культуры, а оттуда в Комитет историко-культурного наследия Вологодской области. Из Комитета ответили, что «церковь памятником не является, а постановка ее на учет в реестр памятников может занять добрых несколько лет».
Вопреки скептицизму и безразличию волонтеры верят: приложив общие усилия, «безнадежную» церковь реально восстановить. Крохино можно превратить в уникальное место, способное «оживить» окрестные села, привлечь паломников, туристов и прихожан, дать для местных рабочие места, в конце концов. В перспективе проекта — после завершения реставрации храма — строительство причала для маломерных судов и дома для священника и его семьи. Запланирован и небольшой музей с гостевым домом для паломников — с залом для выставок и культурных вечеров.
Большая перемена
О двух коротких майских поездках в Крохино волонтеры рассказывают с осторожной гордостью — удалось сделать огромный объем работы: уложить в дамбу более двухсот мешков с грунтом и кирпичным боем и поднять за ними насыпь — чтобы, швартуясь, лодки не вспарывали мешки. Теперь вода больше не подмывает фундамент, а уцелевшие стены надежно защищены от волн. В Белозерске Дима нашел каменщиков, и в ближайшие поездки начнется фрагментарная вычинка и реставрация.
— В последний приезд мы заметили: что-то меняется в сознании местных, — говорит Анор. — Нас постепенно перестают считать за столичных фриков и корыстных копателей. И команда наша увеличивается: теперь с нами два активиста православной организации «Молодая Русь» и старожил располагающегося неподалеку села Никитино. Уважаемый человек, руководитель фотоклуба. До недавнего момента критиковал нас много, а теперь вот — помогает.
И последнее, что тронуло до глубины души. Как-то в один из рабочих дней мимо храма проплывал очередной лайнер. И вдруг он дал долгий гудок — в нашу честь. А пассажиры зааплодировали, и мы сквозь шум ветра и волн услышали их громкое и доброе — «Спасибо!».
Всем миром
В августе состоится большая волонтерская поездка в Крохино — на несколько дней. Проекту по-прежнему очень нужны люди — творческие, оригинальные, с инициативами и свежими идеями. Всегда актуальна и материальная помощь. Пока что на проект не отликнулся ни один серьезный спонсор. Волонтеры тратят свои деньги. На зарплату профессиональным каменщикам, на цемент, на инвентарь, на транспорт и так далее. Вся информация в разделе сайта «Как помочь проекту», почтовый ящик: [email protected].
Справка: «Фома» — православный журнал для сомневающихся — был основан в 1996 году и прошел путь от черно-белого альманаха до ежемесячного культурно-просветительского издания. Наша основная миссия — рассказ о православной вере и Церкви в жизни современного человека и общества. Мы стремимся обращаться лично к каждому читателю и быть интересными разным людям независимо от их религиозных, политических и иных взглядов.
P.S.: В течение месяца после публикации статьи о крохинском проекте, на нашу почту [email protected] начали приходить письма из разных городов (Санкт-Петербург, Воронеж, Саратов, Миасс) с выражением добрых пожеланий и намерений участвовать в волонтерских поездках. Благодаря этой статье уже в июльскую поездку к нам присоединился самый юный волонтер — Коля Сафронычев, а в августовскую поездку — Ирина Уколова и Татьяна Алексеевна Вальдина. Обо всем этом можно будет прочитать в наших следующих постах.