- Мы постоянно в Китай ездим. Вы здесь совсем ничего не знаете о том, как сегодня живут китайцы, какую они промышленность создали…
Фраза из случайного, ни к чему не обязывающего разговора, застряла у меня в памяти неизвестно зачем. Это говорила знакомая жительница Хабаровска, в прошлом Людка, моя одноклассница. А в промышленности она разбирается неплохо – закончила МАИ ещё при советской власти, и в Сибири оказалась по распределению. МАИ в те времена означал высокое качество образования.
И что на это скажешь? Разве вот посмотришь скептически в очередной раз на корпуса ПЗ-23, да вспомнишь, как члены китайской делегации удивлённо вертели круглыми головами, читая многочисленные таблички с трафаретными надписями «зам», «зам», «зам»…, и спрашивали «зачема» столько «начальник». Но вологодские подшипники они тогда покупали!
Вовсе не хочу мазать чёрным всю нашу действительность. При желании позитив можно найти везде. Но одно, несомненно – мы теряем свои позиции именно в промышленности, а только она, в конце концов, и определяет развитие страны, её место в современном мире.
Основная беда – рабочие и инженеры. Нет их. Не хватает. Инженеры, получившие образование в советское время, скоро уйдут на пенсию, и заменить их некем, рабочих мы тоже не готовим. Упование чиновников на то, что бизнес сам себе, «технарей» выучит, а рабочих наштампует, напоминает героя русской народной сказки про Емелю. Счас, мол, по щучьему веленью, по моему хотенью… Ну, и подают ракеты, исчезают спутники, аэропланы не летают, автомобили не ездят…
У бизнеса, кроме прибыли, задач нет. Социальные проблемы не его дело, они забота государства, иначе оно и на фиг не нужно. Когда начинают петь нескончаемую песню о «социальной ответственности предпринимателей», меня нервный смех разбирает.
Дело также вовсе не в низком денежном эквиваленте оценки труда инженеров. Выпускники технических вузов, только что получившие диплом, получают не так уж мало.
Проблема, скорее всего, в другом. В обществе сильны стереотипы престижности профессий, развившиеся за последние два десятка лет, и образ успешного банкира в дорогом костюме пока более привлекателен как для молодых, так и для их родителей. Его же, да еще бандита и полицейского внедряют в сознание СМИ, особенно телевидение. Получается парадокс: каждый третий вуз в стране – технический, а на заводах каждый инженер, как редкий журавль. Но и высшая школа, готовившая в советское время высококлассных инженеров тоже деградировала.
Это – первое. Второе, что значительно хуже, и как уже говорилось выше, отсутствие квалифицированных рабочих, выпускников техникумов и серьезных профессионально-технических училищ, и рабочих с опытом. Они даже более востребованы, нежели инженеры. Вот и слесаря Гошу из кинофильма «Москва слезам не верит» начали вспоминать.
Срочно надо восстанавливать систему профессионально-технического образования! Пусть они называются хоть колледжами, хоть рабочими университетами ХХI века. Да, работа на производстве тяжелее, если её сравнить с работой того же юрисконсульта в конторе, который сидит, проверяет в день один договор, составленный по шаблону. Но люди, чиновники, полагающие, что они стоят на страже государственных интересов, действительно должны их защищать.
Впрочем, мы и сами хороши. Всё еще ждём: вот приедет барин – барин нас рассудит. На днях Д.А.Медведев призвал вслед за И.Р.Холманских молодёжь на заводы, завтра В.В.Путин к долбёжному станку встанет, и враз у заводских проходных народу станет невпроворот…
В общем, повторять, что масло масляное можно от нуля до бесконечности. Наверное, все это понимают, но бег времени неумолим, а рок событий… Куда он нас влечёт? Как бы не на историческую свалку отходов.