С некоторым подозрением отношусь к людям, которые любят музыку, но не ходят на концерты своих любимых исполнителей. Если мне зачем-то пришлось бы составить что-то вроде топ-100 событий в жизни, то концертов бы в списке было штук 15. По эмоциям, по драйву (если, конечно, вы не фанат Филиппа Киркорова) это уникальные явления.
Забавно, что такое чёткое деление между концертами и прослушиванием записей есть, наверное, разве что в музыке. Да, в искусстве лучше увидеть картину, чем репродукцию; да, большинство киноманов говорят, что фильмы надо смотреть в кинотеатре; но в целом обычно либо одно, либо другое.
С Коэном история вообще странная. Когда я начинал его слушать, Коэн уже несколько лет торчал в каком-то буддистском монастыре, и, так как ему было под 70, я был совершенно уверен, что вживую мне его уже не услышать. Однако он решил возобновить концертную деятельность, и я настолько этого не ожидал, что первый концерт в Хельсинки пропустил. Расстроился и думал, что второго-то шанса теперь у меня точно не будет.
Однако Коэн играл и играл, и я сначала сходил на его концерт в Праге (восхитительный был концерт), потом он доехал и до Москвы (тут похуже), а теперь вот неожиданно я сорвался и в Хельсинки. И, надо сказать, не пожалел.
Сначала я удивился тому, что Коэн играл на открытом стадионе. Погода была не очень-то летняя, да и не ожидалось какого-то зажигательного рока.
Потом удивился тому факту, что прямо на поле поставлены стулья - вот такого я точно никогда не видел.
Начали играть практически ровно - в 19.02. И в Москве они не стали задерживать начало, хотя доблестные охранники тогда еще мариновали треть зала на проверках. В Хельсинки, разумеется, ничего такого не было.
Относительно Праги состав музыкантов был почти такой же; а тур назывался новым, точнее, старым новым :) - "Old Ideas Tour". Мерчандайзинг тоже весь сделали заново.
Конечно, основные хиты Леонард Коэн сыграл, но я не могу сказать, что это было слишком похоже на пражское выступление. Нет. Были и новые песни (штук 8, хотя на протяжении 3,5-часового концерта они растворились), и отличные от Праги старые. Жаль, выпал очень полюбившийся мне Avalanche. Кстати, покажу-ка я вам его (не с этого концерта).
Музыканты, конечно, все отличные. Даже и не знаю, кого выделить. Порадовал разве что происхождением скрипач Александр Дубицкий ("From the city of Chishinau, Republic of Moldova!"), но и он был очень крут.
Часть местных слушало концерт с соседней скалы.
Первое отделение мне показалось чуть менее драматичным и более длинным, чем в Праге, и я подумал, что второго отделения не будет, а будет длинный бис и домой. Как бы ни так! Отделения было два и в сумме концерт шёл (с вычетом антракта) 3 часа 41 минуту. Кажется, самый длинный концерт в моей жизни.
Антракт.
Setlist.Fm говорит нам, что были сыграны:
First Set
1. Dance Me to the End of Love
2. The Future
3. Bird on the Wire
4. Everybody Knows
5. Who by Fire
6. Darkness
7. Sisters of Mercy
8. Amen
9. Come Healing
10. In My Secret Life
11. Waiting for the Miracle
12. Going Home
13. Anthem
Second Set
14. Tower of Song
15. Suzanne
16. Night Comes On
17. Heart with No Companion
18. The Gypsy's Wife
19. The Partisan
20. Democracy
21. Coming Back to You(performed by The Webb Sisters)
22. Alexandra Leaving(performed by Sharon Robinson)
23. I'm Your Man
24. Hallelujah
25. Take This Waltz
Encore:
26. So Long, Marianne
27. First We Take Manhattan
Encore 2:
28. Famous Blue Raincoat
29. Different Sides
30. Closing Time
Encore 3:
31. I Tried to Leave You
Лучшей песней концерта была, ИМХО, In my secret life. Фантастически трогательно.
Последние песен пять стадион слушал стоя.
Какой вывод? Во-первых, быть бы нам всем в такой форме под 80.
Леонард Коэн каждый концерт, похоже, воспринимает как возможно последний; поэтому всё очень трогательно и по-настоящему.
В поезде таможенник, смотря мои документы, сказал пограничнику: "Кохееен". Я посмеялся.
В общем, чудо состоялось. Спасибо большое!
Видео окончания песни So Long Marianne и полностью First We Take Manhattan.