В эту ночь никто не мог спать: невыносимая жара и духота, но, главное, вот мы уже недалеко от Кабардино-Балкарии, а значит, ещё немножко — и русская таможня. Всю дорогу находились в напряжении: нет, пока не пересечём границу, не вступим на грузинскую землю, не успокоимся.
Папа так и не уснул и решил ехать всю ночь. С приключениями и происшествиями (какими именно, я ещё обязательно расскажу) мы таки добрались до пункта назначения. Ехали и знали (ну, не впервой же) — российский таможенный пост открывается в шесть утра. Ага, как бы не так! Мы приехали в девять, и он ещё не работал. Зато какая огромная очередь уже выстроилась!
Когда именно таможня начала работать — неизвестно, но в результате выехали мы с неё — внимание! — в половину второго дня. То есть пять часов мы простояли в толчее машин на ужаснейшей жаре. Рядом ни туалета, ни магазина, ни какой-нибудь забегаловки, где можно было бы перекусить. Только высокие и суровые, как сама Осетия, голые скалы да быстрая и холодная горная речка. К этой реке и спускались все, чтобы освежиться.
Но это ещё не все беспорядки на «контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс». Таможня у нас, оказывается, практикует дискриминацию. Дело в том, что, когда сотни людей из России, Армении, Украины, Белоруссии и других стран терпеливо ждут, представители пятнадцатого региона как бы ничего не замечают. Ах, ну это же хозяева! Осетины смело и нагло проезжают вперёд без всякой очереди. Интересно, где же это прописана им такая привилегия? Мы сами видели, как один осетинский «предприниматель» за то время, пока мы стояли в этой ужасной колонне, пересёк границу, сдал в Грузии бананы, которыми до краёв был нагружен его прицеп, да ещё и обратно вернуться успел. В общем, всё это, конечно, возмутило остальных — с чего бы это «пятнадцатые» без очереди лезут? — и тут началось. Вот они, настоящие, жаркие кавказские разборки с криками, размахиванием руками и рвущимися вперёд машинами. До драки, тем более вооружённой, слава Богу, не дошло, но и ни к чему хорошему это тоже не привело — осетины продолжали хозяйничать на таможне. Ну, и оставим их, Господь им судья. Просто и это ведь ещё не всё.
Запустили очередную порцию машин. Большинство из них проверяли старым дедовским способом — «Вытаскивайте вещи!», но выборочно три машины отправили на рентген. Хотя знаем мы это «выборочно»: все эти три несчастных автомобиля ехали именно в Грузию. Я уже сказала, что нам «посчастливилось» попасть в эту тройку?
Но вы вот эту бессмыслицу мне объясните. Перед рентгеном нам велели достать все вещи (что они тогда высматривали там — непонятно), после него уложить, а потом и ещё раз достать. Это обыкновенное издевательство или что?!
После того как нам поставили эти долгожданные штампы в загранпаспорта, папа с радостью завёл машину, и мы, наконец, «свалили» из этого ада. Сколько весил тот камень, который упал с души каждого из нас, не знаю, но надо было видеть наши счастливые лица.
P.S. Для сравнения: на грузинской таможне, где нас просто сфотографировали на веб-камеру и поставили штампы, мы даже не выходили из машины. Постовой был крайне приветлив, ответил на все интересующие папу вопросы относительно получения грузинского гражданства, а вся процедура заняла не более пяти минут.