У меня две собаки породы среднеазиатская овчарка. Каждый день утром и вечером в любую погоду я гуляю с ними в полях за городом вблизи речки Евковка. Между засеянным полем и руслом речушки проложена тропка, ведущая в пригородные деревни, вправо — влево никак и поэтому избежать встречи с кем либо практически невозможно. Собаки у меня воспитанные, к чужим людям за пределами охраняемой территории относятся индифферентно, правда только к нормальным. Агрессию чувствуют за десятки метров, на злых и склочных людей, а такие на тропинке тоже изредка встречаются, бывает, рычат. Но собаки выгуливаются на поводке и опасности для людей не представляют. Другое дело — встречные собаки! С одними собратьями мои псы норовят дружить, других отногоняют рыком и не дай бог чужой псине проявить агрессию, Среднеазиаты конкуренции не терпят, это доминантные собаки. Поэтому мы с хозяевами других псов полюбовно расходимся на максимально возможном расстоянии. Но если на тропинке попадается дворняга без привязи- жди беды.
Именно такой случай произошел сегодня утром. Еще в начале прогулки я заметил двух здоровенных дворовых псов, исследующих русло речки Евковки в поисках пищи. К сожалению пищей для них стал выводок утят и разоренные птичьи гнезда, спрятавшиеся в кустарнике у реки.
. По тропинке в сторону поля шла старушка с кошелкой, обычная мирная бабушка, каких много.
— Скажите, собак в поле нет?- спросила она меня.
— У речки бегают две дворняги.
-Я их боюсь, я иду собирать растения лечебные, они меня обидят.
-Да ну, что Вы?!
-Нет я знаю,на меня уже нападала свора!
Мы разошлись по своим делам.. Не прошло и минуты, как я услышал голос старушки:
-Вот они, я же говорила!
Из кустов выскочили дворняги и окружив бабушку принялись агрессивно наскакивать на неё. Та боялась, В такие минуты организм непроизвольно выделяет некий фермент, который чуткий собачий нос определяет как «запах страха». Это «заводит» псов, делает их более агрессивными и решительными.
-Отогнать?- спросил я старушку.
-А как?
— Сейчас подойдем, так сами убегут!
-Если можно?
Мы развернулись и пошли на сближение. Дворняги увидев двух здоровенных овчарок, забыли про бабушку и переключили свою агрессию на нас.
Один из кобелей с грозным рычанием подскочил к моим собакам, другой следовал за ним в паре метров. Но среднеазиатские овчарки — это волкодавы и по природе своей в критической ситуации команду не ждут, а принимают решение сами. Мой кобель — Чангар,подпустив врага на длину поводка, резко рванул вперед и схватил его за складки кожи на шее. Дворняга пыталась увернуться, не тут то было! Мощные челюсти держали её крепко. Еще рывок и дворняга скуля упала на землю. Я не знаю, сколько минут или секунд Чангар драл наглого «дворянина», мне показалось, что достаточно долго. В итоге этой схватки у него остался в зубах окровавленный клок шерсти. Почуявшая свободу дворняга что было силы понеслась прочь, её товарищ, наблюдавший за схваткой со строны последовал в том же направлении.
Старушка онемев стояла на тропинке.
Чангар на выставке, дает судье посмотреть зубы, полная адекватность и дружелюбие к человеку
Вот и вся история, но это только эпизод большой проблемы. Что делать со сворами бездомных собак, в том числе наносящих в окрестностях города большой вред природе? Ответ кажется однозначным — регулировать численность!!! Но тут вступает в разговор политика гуманизма по отношению к бездомным собакам, проводимая в Вологде обществом «Велес». Я глубоко уважаю подвижничество этих людей и регулярно бывая в клиниках и зоомагазинах мы оставляем деньги на содержание животных. НО, возникает вопрос, надо ли оставлять взрослых агрессивных собак, даже стерелизовав их и отпустив на волю? Убежден. что нет! Одно дело пристраивать симпатичных щенят, у которых есть шанс найти хозяев, другое дело содержать на «пансионе» взрослую особь, третье — тратить большие деньги на бесполезное по существу лечение дворняг.
Да ты фашист, скажут мне, все имеют право на жизнь. Ну так давайте не будем уничтожать саранчу, тараканов, крыс, волков и т.д. Логика одна!
Что делать?
1. Обязательная регистрация хозяйских собак, не брать налоги, а просто регистрировать с ежегодной проверкой, чтобы сложнее было «надоевшую живую игрушку» взять и выставить на улицу.
2. Планомерное сокращение беспородного бродячего племени. Это главная опасность! Не так много на улице породистых псов и пристроить их «Велесу» гораздо проще, а вот найти хозяев для тысяч взрослых дворняг невозможно и не нужно, стерилизация охватывает очень немногих, она дорогостояща и неэффективна. Поэтому единственный выход- ограничение поголовья. В Европе бродячих собак нет, там этот вопрос как то решили.
3. Всемерно культивировать собаководство, как важную отрасль социо-культурного существования. Обратить внимание на выставки, превравитив их из бизнес-проектов организаторов в важное общественное мероприятие. Организовать площадки по дрессировке собак, устраивать соревнования не только про собачьей «красоте», но и «рабочим» качествам. Все это и сейчас есть в Вологде, но существует только по частной инициативе. Знаю, что энтузиасты пытаются говорить об этом с Администрацией города, но «собачью» тему никто не решать не хочет.
4. Наша пресса периодически сотрясается скандалами о том, что породистая собака кого то покусала. Об этом легко писать, здесь есть виновный — всегда хозяин собаки. А вот когда стаи злобных бездомных псов нападают на людей — искать виноватых негде. И об этом молчат, а такие случаи есть и немало, один из свежих примеров описан мною в этой статье. Так давайте наберемся мужества, вытрем слюни и решим этот болезненный вопрос самым решительным образом!
-