В краю непуганных осин

[Блогово]

Очередное весеннее обострение тяги к диким странствиям выпало в этом году на период с 6 по 13 мая. Поехали вдвоём с другом на его Шниве, однако без собаки — пожалел я его, старичка, всё-таки 14,5 лет — не мальчик уже.

В этот раз решили поступить необычно: выбрать на карте место с максимальным числом озёр и с минимальным количеством деревень. Буквально ткнуть пальцем в небо. Однако попал он не в небо, а в западную часть Вологодской области. На карте там дорог не обозначено вообще, а спутник выдаёт несколько толстых белых прожилок, непонятно куда ведущих. Ну что ж, поглядим...



До Подпорожья доехали быстро, благо дорога отличная. Но к концу Ленобласти асфальт постепенно сошёл на нет. Трасса на Вытергу и Архангельск, несмотря на красный цвет линии на карте, представляет собой чередование твёрдого покрытия с целыми кусками по 10-12 км. разъезженной грунтовки. Зимой такие участки содержат под снежным накатом, летом они подсыхают (хотя, колдобины остаются), а вот в межсезонье местами бывает грязно.

Когда-то вдоль дороги стояло много деревень. Теперь от Подпорожья до Вытегры жилых всего четыре. Остальные представляют собой печальное зрелище.

Что ещё затрудняет ориентирование, так это — скажем так — топонимическое укрупнение. Обозначен, например, на карте целый конгломерат деревень — штук 5-6, а то и больше. А теперь то, что от них осталось объединено в одно сельское поселение с одним названием. Поди догадайся, под каким именно!

Некоторые названия на карте обозначают такие, с позволения сказать, населённые пункты из 1-2 таких вот домов.

Однако я забежал вперед — до Вытегры мы добрались гораздо позже. А пока от Оштинского погоста свернули с трассы на юг и углубились в лес. Дорога оказалась отличной бетонкой, а вот лес вокруг не радовал. Скорее это были кусты — густое мелколесье на месте старых вырубок.

Только небольшие болотца по сторонам иногда разнообразили вид.




Так мы проехали километров 40. Дорога переваливалась с горки на горку, открывая всё новые перспективы, но постепенно стала утомлять своей однообразностью. Тем более, что все многочисленные озёра она оставляла в стороне и подъездов к ним не было.

За всё это время нам не встретилось ни одной живой души. Было не понятно, куда мы собственно в итоге приедем и где сегодня заночуем. А об этом уже следовало бы подумать, так как день клонился к вечеру.

Наконец мы нашли отворот влево, и через несколько минут подъехали к Шатозеру. Времени на выбор места не было — ставили палатку в сумерках, а варили макароны уже в темноте. В округе шла какая-то суета: на другом берегу мигал фонарь, с издалека были слышны голоса и каждые 15-20 минут раздавался выстрел. Вот те и безлюдье!

Утром оказалось, что на 300 метров дальше отворот заканчивается тупиком, где стоит две охотничьих избушки, а около них... Ёшкин кот, просто паркинг около какого-нибудь бизнес-центра! Шесть внедорожников один другого иностраннее. Катер на прицепе! Разве что вертолёта не хватало для полного счастья. Шатозеро довольно приличного размера, мы остановились на берегу одного из его небольших заливов, но чтобы катер... Ну, не знаю.

Короче, не понравились нам такие соседи, и мы решили ехать дальше.



Выбрались на основную дорогу и покатили вперед. Для охоты, наверное, здесь места неплохие — то и дело с обочины срывались тетерева или небольшие стайки уток. Один раз спугнули сидевшего прямо на дороге зайца.

Но лес вокруг лучше не становился, начались свежие делянки и местами окрестные пейзажи выглядели так, словно по ним Мамай прошёл.

Бетон под колёсами кончился, а сама дорога начала растекаться по сторонам, как дельта Нила. Мы свернули по одному из отворотов, который мог нас привести к ещё одному озеру. Вскоре кончилась песчаная подсыпка, и пошёл чистый грунт. Колеи становились всё глубже и грязнее. Какое-то время нас выручала пониженная передача, но в одном месте, где дорогу пересекал заболоченный ручей, и она отказалась от дальнейшего сотрудничества.

Кое-как выбрались обратно и несколько раз опять пытались сворачивать, но это были подъезды к делянкам, которые оканчивались тупиками. Нам всё же хотелось понять, куда ведёт основная дорога, поэтому мы каждый раз возвращались на неё и двигались всё дальше.

Теперь дорога представляла собой гать из сваленных стволов, поверх засыпанную камнями и песком. По пути нам повстречался карьерчик, откуда брали материал на насыпи. Удивительно, как в этих местах можно заниматься сельским хозяйством — по поперечному срезу было видно, что через 20-30 см песка начинается его смесь с камнями, а местами и почти чистый булыжник. Камни, кстати, были интересные — все небольшого размера, округлые, словно окатанные волнами и самое главное — удивительно разноцветные. Тут были все оттенки гранитов: серые, жёлтые и коричневатые. Снежно-белый кварц и кроваво-красный полевой шпат. Какие-то чёрные минералы с зеленоватым и синеватым отливом.

Пусть геологи меня поправят, но мне кажется, что такое разноцветье говорит о том, что всё это было принесены ледником из разных мест. А окатанность намекает на дно древнего моря. Я покопался там в поисках случайно окаменевшего трилобита, но нашел только несколько плоских кусков известняка с «отпечатком волны». Ну как рисунок на прибрежном песке — в мелкий барханчик.

Как мы и предполагали, дорога, попрыгав по холмам, вынесла нас на свежую делянку и тут же кончилась. Может, конечно, она где-то и продолжалась после неё, но найти это место было почти невозможно. Мы оставили машину и прошли несколько километров вперёд, покружили и потыкались из стороны в сторону. Стало ясно, что продираться дальше бессмысленно.

На обратном пути, на одном из перекрёстков мы увидели синюю Ниву, перегородившую всю дорогу раскрытыми дверями. Перед ней в картинных позах расположились двое мужиков с ружьями. Комбезы с иголочки, новенькая амуниция — хоть рекламный ролик снимай. Оказалось, что они в этих местах тоже первый раз, так что знали об округе ещё меньше нашего.

Зато они рассказали, что в прошлом году они были неподалёку отсюда на речке Андоме. Там, мол, на перекатах отлично форель берёт. «Где это? Так на трассу выберетесь и направо — на Вытегу, а от неё ещё чутка в сторону Пудожа. Всего-то километров семьдесят по трассе.»

Фигасе — неподалёку! До самой трассы тоже ещё где-то 60-70. А Пудож, это уже вообще Карелия! Но выбирать нам было не из чего, а тут хоть какая-то рекомендация. Кроме того, чтобы не делать лишний крюк, возвращаясь до Ошты, можно сократить дорогу, поехав через Горнручей. До него отличная, прямая как стрела бетонка.

Я до сих пор не могу понять, для чего предназначались эти дороги. Где остатки или хотя бы следы остатков военных объектов к которым они вели? Или это был танковый полигон?

Но вот и Горнручей. О! Это имя стало у нас нарицательным! Всё-таки между традиционной деревней, где ещё кое-как сохранились крестьянские либо охотничьи основы, и рабочим посёлком есть большая разница. Оказалось, что в Горнручье компактно проживают те, кто как раз и занимается валкой и вывозом леса в радиусе сотни километров.

Такую концентрацию синяков и пьяниц на весьма компактной территории представить можно с трудом. Мужики и бабы, все со следами неумеренных страстей на закорузлых лицах, кучковались вдоль улицы: кто-то сидел, кто-то уже лежал. «Чужерегионные» номера произвели неожиданную реакцию: туземцы выбегали навстречу и, толпясь, с удивлением смотрели на нас. Некоторые бросались вперёд, махая руками, пытаться остановить — непонятно: то ли угостить, то ли набить морду. Признаюсь, стало немного не по себе. Обладай я талантом Иеронима Босха, то наверняка задержался бы здесь, чтобы написать несколько этюдов с натуры. Но чтобы нас не порвали на сувениры, мы почли за благо поддать газу и побыстрее проскочить это фантасмагорическое место.

На трассу выехали в районе Мегры. Несколько десятков идеального асфальта: дорога красиво петляет по холмам с которых временами можно увидеть Онегу. Затем резко — раз! — и снова грунтовка.

Про Вытегру писать не буду — городок симпатичный, но его мы проскочили махом. Сразу за ней снова начался зимник, так что время в пути оказалось гораздо больше запланированного.

Мы нашли нужный отворот направо к деревне Макачёво и уже предвкушали окончание автопробега, то тут нам снова не повезло. Мост через Андому оказался разрушен половодьем.







То есть основная его часть рухнула, похоже, уже давно. Но даже эта наплавная самодеятельность была местами так перекорёжена последним ледоходом, что ехать по ней было крайне опасно. Тем более, что вбитый на берегу знак на это недвусмысленно намекал.

Что оставалось делать? По этому берегу тоже тянулась какая-никакая разъезженная колея и мы двинулись по ней. Противоположный берег, на который мы не попали, дразнил своей живописностью — пологие склоны, уже начинающие зеленеть, удобные подходы к берегу. С нашей же стороны — заросли ольхи, заболоченные старицы — в общем, чёрт знает что. А тем временем опять вечерело. А у нас опять не было и не предвиделось места для стоянки.

Вот вроде бы неплохое..., но что это? Кладбище. Нет, тут что-то не хочется. Едем дальше. Практически в темноте, наконец, нашли какую-то сыроватую полянку на самом берегу. Сухих дров в округе не нашлось, — по крайней мере, ночью было не видать. Так что грелись, поливая сырую ольху бензином. Хоть что-то.

Утром двинулись дальше. Местность постепенно повышалась, но дорога всё дальше отходила от реки. По сторонам попадались остатки деревень. У последней остановились — дальше было не проехать и мы, оставив машину, пошли пешком.













Андома текла далеко внизу, в глубокой долине с крутыми, густо поросшими склонами. Чем ближе мы подходили, тем громче был слышен шум воды. Здесь течение было гораздо более быстрым, чем в районе моста, река бурлила сплошной цепью перекатов, пенилась по валунам.

Вот в подмыве берега снова обнажилась подземная россыпь, только камни здесь были мокрые, а оттого ещё более разноцветные. Нашёл вот такой вот кусок окаменевшего мяса мамонта. На вкус, правда, оказалось не очень.







Болтаясь по берегу с удочками, видели пару спускавшихся откуда-то байдарочников. Где они забрасывались — непонятно, на карте выше по течению нет ни дорог, ни деревень. А ещё наткнулись на небывалых размеров гриб-пыхтун. Сначала решили даже, что это кто-то чугунок в траве поставил.







Красивая речка, но ни одной форели нам поймать так и не удалось. Кроме того — здесь конечно можно было неплохо устроиться постоянным лагерем с отличным видом на речную излучину, но оставлять авто без присмотра на расстоянии часа ходьбы как-то не очень спокойно.



Авто, кстати, преподнесло нам сюрприз: когда мы вернулись, под ней чернела подозрительная лужа. Оказалось, что лопнул бачок с тосолом. Кое-как заклеив эту сволочь пластырем и нафильтровав через туалетную бумагу воды из ближайшего ручья, мы рванули в ближайший автомагазин — то есть обратно в Вытегру.

Нам очень повезло, что один из них работал до восьми. Мы ворвались туда буквально перед закрытием. По закону подлости, Шнивовского бачка в продаже не было, пришлось купить более или менее подходящий по габаритам десяточный и заделывать все лишние отверстия и патрубки вручную.

После устранения неисправности перед нами опять встал вопрос: куда же податься. Изучив карту, решили попытать счастья по одной из дорог на юг от Вытегры, где на расстоянии 50 км было обозначена целая россыпь озёр разного размера.

По Волго-Балту в обе стороны тянулись сухогрузы, и нам удалось проскочить над шлюзом буквально перед носом у одного из них. Сразу за нами мост стал разводиться, и нам пришлось бы терять время, пока эта неповоротливая посудина совершит все необходимые операции.

За окнами пронеслась последняя жилая деревня на берегу водохранилища и мы углубились в лес. И всё было бы хорошо, даже дорога накатанная, да только солнце опять цепляло брюхом за макушки елей, а мы так и не знали, где мы сегодня заночуем. Мы ведь тоже не хотим абы где — нужно же выбрать!

Проехали несколько небольших озёр, пару нежилых деревенек и одну жилую — домов в десять — Ежозеро, на берегу одноимённого водоёма. Всё как-то не то! Впереди, согласно карте, был тупик: дорога заканчивалась в Ундозёрском погосте — деревне, которая стоит одновременно сразу на стыке трёх озёр.



Мы решили не привлекать к себе излишнего внимания заездом в деревню на ночь глядя и километров за шесть до конца пути свернули на отворотку к Шомозеру. Место оказалось удачным — от дороги нас отделяла высокая гряда, поросшая лесом, берег ровный, южная сторона, все удобства. Само озеро было размеров где-то километр на два — как раз то что надо для резиновой лодки.

Вот здесь мы и провели оставшиеся дни. Плавали на другую сторону к вытекающей из озера речке, где в омутах у бобриных плотин феноменально клевала плотва. В самом озере клёв был слабый, но при использовании речных плотвичек в качестве живца мы навострили несколько жерлиц и регулярно до отъезда снимали с них щук по 1,5-2 кило. Рыба здесь точно непуганная.















Такого окуня — с локоть длиной, я не то чтобы никогда не ловил, но даже отродясь не видел!



А вечером 9 мая на озеро опустился шарик! Хотя и довольно странный для улетевшего с парада на День Победы — пиратские череп-кости, да ещё и ядовито синего цвета. Мы восприняли это как дурной знак, и правда на следующий день похолодало и заморосил дождь.

Паршивую погоду решили скоротать, проехавшись до конца дороги и посмотреть, что там за Ундозеро и иже с ними. Оказалось — деревенька домов в 20-30, некоторые даже со следами свежих пристроек и ремонтов. У ворот стоят машины, из труб поднимается дымок. Жизнь здесь есть. Правда в виду неблагоприятных метеоусловий ни одного жителя мы не увидали.

На островке, в протоке, соединяющей два озера стоит каменная церковь. Состояние её относительно неплохое — своды целы и даже местами на стенах можно различить росписи.

















Походили немного вокруг — места здесь красивые, если бы мы добрались досюда, то тоже могли бы неплохо устроиться. Надо только было подальше от жилья отъехать.

Следующие два дня дождя не было, но зато был сильный ветер, который неимоверно затруднял плавание. Один раз даже мы не смогли выгрести против волны, и нам пришлось возвращаться в лагерь, таща лодку на горбу.

Разумеется, в последний день, как только собрались уезжать, погода стала налаживаться.

Резюме: хорошо, хотя и далековато — 500 км обратная дорога получилась. С удовольствием бы съездил сюда летом.