Решил я как-то посетить славный город Вологду, ненадолго, в субботу приехать, в воскресенье уехать. Ну раз решил, надо ехать.
Вообще я из тех мест, там родился, почти каждый год бываю, но к своему стыду в Вологде особо нигде и не был и ничего интересного о ней не знаю. Вообщем надо восполнять как-то этот пробел в моей биографии.
Приехал я рано утром, меня встретил приятель и гид на эти дни Сергей (за что ему отдельное спасибо) и практически сразу с поезда, чтобы время не терять, поехали мы в город Кириллов (о нём я расскажу в следующем посте)
По пути до Кириллова, в принципе много что можно посмотреть, картинка не ограничивается только прекрасными пейзажами, есть разные сёла-деревни, со своей историей и интересными объектами, в одну такую деревню мы и заехали.
Владимир Алексеевич Гиляровский (8 декабря (26 ноября) 1855, имение в Вологодской губернии — 1 октября 1935, Москва) — писатель, журналист, бытописатель Москвы. В 1894 году Гиляровский издал сборник стихов «Забытая тетрадь». После этого Владимир Алексеевич продолжил работать репортёром в «Русских ведомостях», писал репортажи с Дона, из Албании, статьи о Русско-японской войне.
В 1896 году во время народного гулянья по случаю коронации императора Николая II был очевидцем катастрофы на Ходынском поле, где чудом остался жив. Репортаж об этой трагедии был им опубликован через день после происшествия. Этой темы Гиляровский коснулся и в своих «Воспоминаниях».
В 1915 году, в начале Первой мировой войны, написал текст «Марша Сибирских стрелков».
После Октябрьской революции Гиляровский пишет для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонёк». В 1922 году издаёт поэму «Стенька Разин». Выходят его книги: «От Английского клуба к музею Революции» (1926 год), «Москва и москвичи» (1926 год), «Мои скитания» (1928 год), «Записки москвича» (1931 год), «Друзья и встречи» (1934 год). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Алексеевича — в 1941 году. В старости Владимир Алексеевич почти полностью ослеп, но продолжал самостоятельно писать.
Помимо Родины журналиста-репортёра, в деревне Сяма когда-то был Сямский Богородицерождественский мужской монастырь. Сейчас от него мало что осталось, колокольня стоит в строительных лесах, думаю в них и останется, это же Россия...
И так, монастырь-находился на правом берегу речки Крутец, недалеко от места впадения её в Кубенское озеро. Ныне — деревня Сяма Вологодского района Вологодской области.
Раньше выглядело всё гораздо красивее:
После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь сначала закрыли, а потом и взорвали (правильно, нафига нам монастыри, лучше разграбить и уничтожить)... хотя монастырю, судя по истории, вообще не везло...
...осталась только колокольня, каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса.
Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.
После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище.
После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15.
За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице.
После пожара 1690 года монастырь восстановился снова.
В 1722 году за ним числились 72 души.
В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании.
Здания на территории монастыря в начале
1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в
2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху — кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу — пекарня и просфорня.
3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем — братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью.
4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.
Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар.
Монастырские строения за оградой монастыря в начале
Жилые деревянные корпуса:
1. Постоялый двор за западной стеной монастыря, построен в 1901 году. Рядом — дом с номерами для торговцев, построен в 1903 году.
2. К югу от постоялого двора — флигель для полиции на время ярмарок. Проводились 3 ярмарки по 3 дня: Богородская, Благовещенская, Петровская. 150 лавок находились за южной стеной монастыря.
3. На северо-восточной стороне — двухэтажный дом с мезонином на каменном фундаменте для богомольцев. К востоку от него в 1893 году построен деревянный одноэтажный дом для наемных рабочих.
4. На берегу речки Крутец в 1891 году построен двухэтажный дом с кладовыми и двором. В нем помещались богомольцы и рабочие.
Многие странники посещали обитель, чтобы приложиться к чудотворной иконе Рождества Божией Матери «Сямская». Эта небольшая икона в серебряном позолоченном окладе находилась в середине большой иконы: вверху — Сошествие Святого Духа на апостолов, внизу — Введение во храм Пресвятой Богородицы, по бокам изображения праведных Иоакима и Анны в молитве.
Для богомольцев имелось жильё, их бесплатно кормили и нуждающимся оказывали материальную помощь. В праздничные и воскресные дни настоятель читал паломникам поучения. Училища, богадельни и больницы при монастыре не было.
В огороде крайнего дома стоит вот такое чудо отечественного автопрома.
Ну а мы поехали дальше, нас ждал Кирилло-Белозерский монастырь, о нём в следующий раз.