В ВОЛОГДУ — ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ПОБЕДОЙ
Мощные моторы пассажирских теплоходов начали бурлить воду безграничных просторов Северо-Запада России. В регионе стартовала очередная навигация. А вместе с ней свой, который уже по счету, весенне-летний туристический сезон открыл и портал 110km.ru. Правда, мы предпочитаем бороздить нашу землю автомобильным транспортом. Что, в принципе, понятно.
С первым десантом интуристов мы на этих майских праздниках встретились у стен древнего Кирилло-Белозерского монастыря. В честь открытия сезона и, по счастливому обстоятельству, нам, как первым покупателям, продавцы сувенирной продукции сделали роскошную скидку и бесплатный подарок. Но этому «гешефту» предшествовала дальняя и крайне непростая дорога по маршруту: Санкт-Петербург-Вологда-Кириллов, и обратно.
В общей сложности, мы проехали около 1750 км, ведя в дороге импровизированный путевой дневник. Мы долго плелись в хвосте мотоциклетного пробега, посвященного
Если кто намерен проехать нашим маршрутом, ему будет небезынтересно узнать, к чему необходимо подготовиться, отправляясь с гранитных берегов Невы на необустроенные, но от этого ничуть не теряющие своей очаровательности, берега реки Вологды.
Перед Тихвином — как после авиаатаки...
Прямого пути от одного города до другого — 670 км. Ровно половину этой дистанции вы проедете по территории Ленинградской области, другую половину — по лесным просторам Вологодчины. Сказать, какой регион уделяет качеству своих «направлений» большее внимание, не получится. Как с одной стороны, так и с другой, есть и идеально ровные магистрали, и такие, что совсем не подходят под понятие «дороги». В его дословном понимании. Понимании человека, живущего в индустриальном XXI веке. И, попадая на «графские развалины», невольно вспоминается цитата из П. Мельникова-Печерского («В лесах», I том): «Дороги — не приведи Господи!».
Самый что не есть настоящий «паркет», с качественной разметкой и обустройством обочин, мы обнаружили лишь на трех участках: от СПб до д. Юшково (мост через Волхов, Мурманское шоссе, 113 км пути), около сотни километров Федеральной автодороги А-114 (участок сразу после кругового движения у Тихвина и до 309 км), а также за 90 км до Вологды. На последнем участке следует быть предельно внимательными: придавить «гашетку» на ровном асфальте — искушение сильнейшее, но именно здесь смонтированы «видеоглазки», где мы однажды «прокололись». Теперь ждем
Трасса А-114 пролегает от Новой Ладоги до Вологды. Сразу после поворота с «Мурманки» мы поняли: закончился Запад, начались суровые российские будни. Многочисленные ямки, пробоины, нескончаемые трещины — к сожалению, ничего нового.
Зачастую машины следуют по встречной, где поверхность асфальта чуть лучше. Информационные табло, оповещающие о километраже до конечной цели нашего путешествия, то и дело вводят в заблуждение. К примеру, сейчас могут показывать одну цифру, а проедешь десяток-другой миль, начинаешь сверять показания прошлого знака и только что «нарисовавшегося», и ничего ровным счетом не понимаешь. Где успел «сэкономить»? Где нагнал?
Примерно за 20 км до Тихвина (по нашему одометру — 210 км, в месте кругового движения с памятником-самолетом) надо запастись невероятным терпением, потому как даже оккупанты-фрицы не нанесли нашим дорогам такого урона, который можно встретить на данном участке. Вот где точно можно снимать фильмы про тяжелые военные дороги Великой Отечественной!... Чтобы хоть как-то уберечь подвеску от нежелательных ударов, автомобилисты передвигаются по обочине. Опять же на ум приходит избитое выражение о том, что самое ровное место на российской дороге — именно обочина. При этом, как мы поняли, данный участок все же будет отремонтирован. Правда, пока строительная техника почему-то занята исключительно обустройством прилегающих к магистрали территорий. Наверное, ждут выделения денег. И когда они поступят? Людям же ездить надо...
Оставив позади Тихвин (он, правда, остался немного в стороне), можно отдохнуть. В том смысле, что наконец-то судьба готова отблагодарить вас за утомившую тряску — практически до самой границы с Вологодской областью качество дорожного покрытия (за редким исключением) — сносное. Заправки встречаются с завидной регулярностью, обочины, к счастью, незахламленные, тяжеловесных фур немного. На 223 км — въезд в д. Астрача (р. Тихвинка): справа — памятник Советскому солдату-победителю, напротив — местный музей Боевой Славы.
Помним о дозаправке
Примерно на 328 км — въезд на административную территорию Вологодской области. Дорожный знак информирует о том, что до Вологды остается 330 км. Ну, никак не сходится с показаниями одометра, погрешность в
350 км позади. Налево — Чагода, направо — Чагодощенский стекольный завод. На 378 км, в районе с. Покровское начинается не самый приятный дорожный участок, внешне напоминающий «бетонку»: практически белый асфальт, с толстым продольным швом в центре, будто образовавшейся от времени трещины между плитами. Участок этот «долгоиграющий», переходящий в соседний с Чагодощенским Череповецкий район, с «подлыми» ямами и перпендикулярными «молниями», гнать лучше не следует. Есть, конечно, свежие «заплатки», но они редки.
Именно здесь, уже на обратном пути, мы увидели перевернутый грузовичок с сильно разбитой кабиной и разбросанные на несколько метров в округе обломки обвеса и кузова. Похоже, авария произошла незадолго до нашего появления, поскольку от останков кабины еще исходил дымок, а человеку, по всей вероятности, водителю, остановившиеся коллеги по движению оказывали психологическую поддержку.
Ближайшая, после долгого перерыва АЗС — на 442 км пути. Это через 5 км после поворота на Устюжну. За 200 метров до заправки — пост ДПС и строящаяся часовня св. Николая Чудотворца. Опять советуем заправиться, поскольку потом это можно будет сделать лишь на 530 км. На 546 км — поворот на Череповец. За пару километров до него справа по ходу вы и сами поймете, что где-то рядом знаменитый своим хоккейным клубом город металлургов — обилие промышленных труб и мощный смог подскажут вам об этом.
Здесь уже дорога начинает быть похожей на то, чем, собственно говоря, и названа. Все чаще встречаются деревни и более крупные населенные пункты. На 555 км — поворот на Белозерск (еще 85 км), направо видны хвосты самолетов, здесь действующий аэропорт местного значения. 572 км — въезд в Шекснинский район, дорожники проводят ямочный ремонт, в связи с чем движение транспортных потоков искусственно дозируется. 580 км: направо — Индустриальный парк «Шексна». Через полтора десятков километров — сам городок Шексна, с большим и высоким мостом через одноименную реку. Тут же несколько заправок, 2 шиномонтажа, автосервис. Местность пошла чуть гористая, участились знаки, предупреждающие о возможном появлении лосей.
«В Вологде — где, в Вологде — где»...
Вплоть до Вологды (а это еще 80 км) А-114 просто песня. Но, как мы и предупредили вначале, полно видеокамер, не разгонишься. В Вологду въехали по Ленинградскому шоссе под специально приготовленную для такого случая одноименную песню из репертуара «Песняров». Заблудиться в городе трудно — он маленький, и все основные улицы/проспекты ведут в центр.
На одной из главных магистралей
Автопарк Вологды, как мы убедились, вполне и вполне свежий — много хороших современных машин, особенно кроссоверов. При этом поразило обилие Lada Granta, Daewoo и китайцев, прежде всего, хэтчбеков Geely MK. Перехваленных у нас Solaris немного, куда больше тех же Kia Rio. Маршрутный транспорт — «престарелый», много автобусов КамАЗ, которых , скажем, в СПб днем с огнем не сыщешь.
Что смотреть в Вологде? Естественно, Кремль с красивейшим Софийским собором, высокой колокольней и огромной площадью, упирающейся в реку Вологду, а также памятник поэту К. Батюшкову на ее берегу. Впечатляет! Старинных церквей в городе — пруд пруди, они красивы, жаль только, их пока что не коснулась рука реставратора. И вообще, бросилось в глаза, что фасады местных жилых (не говоря уже о промышленных) зданий пребывают в самом печальном виде. Дороги ужаснейшие, причем, даже в центральной части Вологды. Мы бывали в городе 8 лет назад, а потому имеем возможность сравнить. Скажем так: никаких позитивных перемен с обустройством домов и улиц не заметили. Разве что в
В унисон дорогам «поют» бордюры и газоны. Все выглядит как-то хаотично и не разумно, хотя нельзя сказать, что город грязный — бумаги и бутылок практически не видно, убирают. За истекший с момента первого визита в Вологду период появилось много современных ТРК и магазинчиков. А вот набережной реки Вологды по-прежнему нет. Отчего водная артерия выглядит слегка диковато.
Порядка 7 км от центра города — и вы в Спасо-Прилуцком мужском монастыре. Он основан в 1371 году к северу от Вологды Димитрием Прилуцким, прославленным русским святым, небесным покровителем города. Монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Уже в XVI веке монастырь становится одним из богатых и известных обителей на Севере России. На его территории находится могила К. Батюшкова. Сегодня в нем по-прежнему протекает монашеская жизнь, правда, иноков немного.
Посетив Спасо-Прилуцкий, мы отправились в сторону Кирилло-Белозерского монастыря, что в 120 км к северу от Вологды. При выезде из города «попались» за не активированный ближний свет, но сумели убедить инспектора, что сделали это не нарочно. Молодой гаишник с пониманием отнесся к нам и даже немного рассказал об истории тех мест, куда мы направлялись, подытожив, что дорога в сторону г. Кириллова хорошая.
Понятие «хорошести», видно, каждый из нас понимает по-своему, но мы большого кайфа от передвижения на север от Вологды не испытали. Трясет в тех краях изрядно, ям и ухабов полным-полно. Зато побывали в окрестностях озера Кубенское, где родились авиаконструктор Ильюшин, летчик, дважды герой Советского Союза Александр Клубов, где прошли детские годы композитора Валерия Гаврилина.
Кирилло-Белозерский монастырь не просто большой по территории — он огромный. Один из самых-самых в России. Недаром водные круизы, организуемые для иностранцев, составляют так, чтобы обязательно посетить эту северную православную обитель. В день нашего посещения интуристов было аж несколько групп — все они приплыли на теплоходе, который пришвартовался в 7 км от Кириллова, в д. Горицы, где, кстати, возрождается другой монастырь — Горицкий. Сестер в нем немного, но матушки бережно восстанавливают старинные постройки, а попутно разводят диковинных птиц, включая павлинов.
Ну, а если у вас будет желание и время, рекомендуем проехать в Ферапонтово. От того же г. Кириллова деревня находится в каких-то 20 км. Там — еще один старинный монастырь, который также входит в программу посещения тургрупп.
Интересен он тем, что местные храмы изобилуют уникальными фресками Дионисия. А сам монастырский комплекс стоит на крутом берегу озера, посреди которого даже без бинокля можно увидеть поклонный крест. Символ современного возрождения России.