В Вологде штрафовать таксистов без разрешающих документов будут сотрудники ГИБДД с 13 апреля 2012 года. С этой даты в силу вступают изменения в правила дорожного движения.
Поправки в закон обяжут такси оформлять автомобили в соответствии с единым цветовым стандартом, а водителей такси — иметь при себе разрешение на перевозку пассажиров и багажа.
Согласно новым правилам, легковое такси должно быть оборудовано таксометром (прибором для определения стоимости проезда), иметь на кузове «цветографическую схему в виде композиции из квадратов контрастного цвета», расположенных в шахматном порядке. На крыше машины должен быть расположен опознавательный фонарь такси оранжевого цвета.
За использование автомобиля с шашечками без необходимого разрешения установлены штрафы: от 2 500 рублей — физическим лицам, от 20 000 рублей — должностным лицам, от 500 000 рублей — юридическим лицам.
В случае отсутствия у водителя такси соответствующего разрешения, он будет подвергаться запрещению эксплуатации. То есть в этом случае сотрудники ГИБДД будут правомочны применять такую меру, как снятие государственных регистрационных знаков.
Похоже, власти решили окончательно превратить такси из средства передвижения в роскошь. Хотя для тех, кто кормится от власти и получает стотысячные зарплаты плюс миллионные откаты, поездка по Вологде за 300 рублей роскошью не кажется, а что касается горожан, так кого же заботят их проблемы?
Попытки введения Закона «О такси» уже не раз вызывали вполне однозначную реакцию в обществе. По России прокатились массовые акции протеста, и введение закона в действие было отложено. Теперь же, когда все возможные выборы прошли, руки у власти оказались развязаны и самые худшие прогнозы начали сбываться.
Сторона первая, экономическая
Давайте во всем разберемся по порядку. У проблемы этой две оборотные стороны. Во-первых, с введением этого закона пострадает карман потребителя. Во-вторых, большое количество людей, занятых в этой отрасли, окажутся без работы или пополнят ряды нелегальных «бомбил».
Но и это не все. Дело в том, что легальный рынок будет практически опустошен. Даже сегодня, когда в городе работает довольно большое количество такси, в часы пик вызвать машину весьма проблематично. То есть уже сейчас потребность в этой услуге выше, чем предложение. А теперь представим что будет, если с рынка, и без того испытывающего дефицит, убрать несколько тысяч машин?
Но, как известно, свято место пусто не бывает и, похоже, в скором времени в экономике появится еще один теневой сектор. А там, где бизнес вытесняется из легального поля, тут же появляются «крышеватели» и вовсю раскручивается коррупционный маховик. Так и выходит, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Сторона вторая, человеческая
В разгар экономического кризиса работа в такси для многих россиян стала спасательным кругом. Люди ставили на свои кредитные авто фонари с шашечками и рации, выезжали на линию и тем самым спасали себя и свои семьи от полного разорения. Теперь власти рапортуют об успешном преодолении кризиса, вот только проблем у граждан от этого меньше не становится.
Исходя из того, что сегодня происходит с таксистами, вывод напрашивается один, власть продолжает жить по принципу: выживайте как хотите, а мы всеми силами будем вам в этом мешать.
Что же получается? Обеспечить людей работой государство не в состоянии, зато всегда готово отобрать последний кусок хлеба.
Работа в такси с одной стороны занятие опасное (сколько уже было нападений и убийств представителей этой профессии?), а с другой — не самое прибыльное. За месяц удается заработать тысяч 15, в лучшем случае 20. Вычтем из этой суммы расходы на бензин, на ремонт автомобиля, запчасти (а ремонтировать машины приходиться постоянно, учитывая качество дорог и состояние дворов), и денег на жизнь остается с гулькин нос. А если учесть обычные ежемесячные расходы, как то: за коммуналку тысячи
Говорит директор диспетчерской службы такси «052» Денис Кубасов:
— В цивилизованных странах, как правило, реформы направлены на то, чтоб что-то улучшить, у нас же все наоборот. Власти делают все, чтоб усложнить людям жизнь. Рынок такси в Вологде формировался не просто, но естественная конкуренция сделала свою работу. Еще не так давно в городе во всю орудовали «бомбилы», за руль мог сесть кто угодно: наркоман, алкоголик, уголовник... Теперь же, когда сформировались службы, мы строго следим за теми людьми, кто к нам приходит, проводим тщательный отбор. Клиент, пользующийся нашими услугами, всегда может обратиться к диспетчеру, и с любым водителем, который нарушает установленные правила, мы расстаемся без всякого сожаления. А так называемые «бомбилы» пасутся в основном на вокзале и, заметьте, никто их там не трогает...
— Кто сегодня идет на работу в такси?
— К нам приходят самые обычные люди. Кого-то сократили с работы, и он оказался в бедственном положении, у нас работают женщины, которые в одиночку воспитывают детей... ситуации у всех разные. Кто-то работает постоянно, кто-то приходит на подработку, например, водители со «Скорой помощи», так как на ту зарплату, которую они получают по основному месту работы, люди просто не могут прокормить свои семьи.
— В чем же основные проблемы, связанные с этим законом?
— Проблема в том, что законы у нас пишут люди, которые ничего не понимают в той отрасли, которую пытаются реформировать. Это касается не только нас. Посмотрите, к чему привели реформы в медицине, в сельском хозяйстве. Эти отрасли практически загублены. Теперь решили взяться за нас. Если бы меня кто-то спросил о том, как государству работать с этим рынком, то я бы ответил, что лучшим способом было бы ввести для таксистов годовые или месячные патенты. Купил патент и работай. При этом стоимость патента должна быть для разных регионов разная, в Москве одна цена, в Вологде другая, в Соколе третья. Это и для бюджета прибыль в десятки миллионов (если взять Вологду), и для таксистов возможность спокойно работать.
Проблема еще вот в чем. Законы пишутся в Москве и ориентированы на их рынок, но никто не учитывает то, что в Вологде, Череповце или Соколе ситуация совершенно не такая, как в крупных городах. У нас практически нет никаких «шайтан-такси», и рынок в отличие от столиц куда более цивилизованный, и цены на перевозки не 300 рублей за километр.
И еще по поводу закона. Вот посмотрите, в правила внесена норма, позволяющая легковым такси двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств. Но где эти полосы в Вологде? Получается, что условия для работы мы создадим для вас когда-нибудь, а драть три шкуры с вас будем уже сегодня.
— Как вы относитесь к тем нареканиям, когда люди жалуются на качество обслуживания, на то, что машины не слишком комфортные?
— И машины разные, и таксисты разные. Что касается людей, то нарекания бывают везде. Кому-то не нравятся журналисты, которые не так пишут, кому-то врачи, которые не так лечат. Это обычная история для сферы услуг. Другой вопрос, кто и как на замечания клиентов реагирует. В нашей службе мы к этому относимся очень серьезно, разбираем каждый случай, наказываем виновных. Это рынок. Если ты не повышаешь стандарты качества, ты теряешь клиентов, а в этом ни один нормальный бизнесмен не заинтересован. Что касается автомобилей, сегодня парк такси на 80% состоит из иномарок.
И еще о ценах,
В комментарии газете «Премьер» владелец фирмы «Димон» Юрий Тарбаков, говоря о ФЗ 69, так же дал ему негативную оценку: «... нельзя людей загонять в такие рамки. Нормы и правила нужны, но такие, которые по силам таксистам, которые и так едва-едва зарабатывают на еду».
Таксисты не хотят мириться с подобным положением дел. Уже сейчас есть предварительная договоренность между городскими службами такси о том, чтобы провести забастовку и в течение одного дня и не выходить на работу. Готовятся и другие акции протеста.
Тяжелое социально-экономическое положение области сегодня как никогда способствует протестной активности населения. Область, попавшая в долговую яму, отказывается от целого ряда социальных обязательств, что, безусловно, приведет к росту протестных настроений. Надо ли властям еще больше напрягать обстановку, провоцируя новые и новые социальные конфликты?
Учитывая то, что закон о такси федеральный, протестное движение таксистов имеет все шансы принять общероссийский характер.