Не многие знают, что католическая месса служится в Вологде ежедневно. Маленькая часовня оборудована в квартире на Советском проспекте. Своего храма у католиков нет, вернее он есть, только он занят, рестораном.
— У нас очень маленькое помещение, на праздник здесь невозможно вместить всех желающих, — рассказывает викарий прихода о. Кжиштоф Ян Гжибек, — в прошлом году на Пасху хотели арендовать помещение храма, где сейчас ресторан, но не получилось. Многие люди, кто хотел бы прийти, звонят, а когда называешь адрес квартиры, то пугаются, думают, что у нас тут секта. Это не так, здесь католический приход.
История храма Воздвижения Святого Креста в Вологде знакома многим. Когда-то большая католическая община Вологды выстроила его на свои средства, в 1911 году храм был торжественно освящен, а уже в 1918 национализирован большевиками.
Национализация не сразу привела к закрытию, но радоваться было особенно нечему. Поначалу храм был передан в безвозмездное и бессрочное пользование, а уже в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, Ленин в те дни писал: «...Мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
В 1929 г. Вологодский горсовет принял решение о ликвидации католической общины в Вологде и о закрытии храма.
Католическая община вновь появилась в Вологде спустя многие десятилетия, в начале
Здесь уместна ремарка. Сегодня в обществе немало разговоров на тему оскорбления чувств верующих: суды, аресты, уголовные дела, гневные выступления чиновников всех мастей. У католиков тоже есть чувства, но за подобное оскорбление пока что никто ничем не поплатился. Хотя... тут, видимо, свое дело вершит другая власть, куда до нее любым кесарям. Для прихватизаторов есть другой суд. Пример госпожи Ивойловой весьма назидателен: долги, невозвращенные кредиты, тюрьма, позор и банкротство. Говорят, здание храма опять кому-то перепродано, посмотрим, какие «радости» от «небесной канцелярии» уготованы новому владельцу кабака в Божьем храме.
Не смотря ни на что католический приход в Вологде жив. Были у него свои успехи и свои неудачи. За 20 лет в приходе сменилось несколько священников. Несколько лет в приходе служили сестры из конгрегации Служительниц Святого Духа, работал кружок Живого Розария. В нулевые годы, в связи с тем, что у прихода долгое время не было постоянного священника, жизнь общины на некоторое время замерла. А в прошлом году настоятелем прихода был назначен о.Лаурентиус Лемдел (родом из Индонезии), а осенью к нему присоединился викарий о.Кжиштоф Ян Гжибек (из Польши).
Викарий о.Кжиштоф был рукоположен совсем недавно, в 2010 году, но за это время успел послужить на другом краю России, в Благовещенске Амурской области, где одновременно обучался в местном университете русскому языку. Похоже, обучался очень старательно, так как говорит с еле заметным акцентом, и фактически не путая падежи.
А теперь немного предыстории. Поначалу меня заинтересовала история католического храма в Вологде. Копался в интернете и набрел на сайт католического прихода. Позвонил, и меня любезно пригласили в гости.
Звонок в домофон, и вот я уже на пороге квартиры на Советском, где и расположился католический приход. На пороге меня встретил о.Кжиштов. Честно сказать, я ожидал увидеть этакого католического падре в облачении, а встретил молодого человека в джинсах, футболке и домашних тапочках.
— У нас тут все очень по-домашнему, — объяснил он, — по праздникам мы устраиваем обеды, репетируем спектакли, вечерами после службы беседуем. Вот и сегодня у нас после службы репетиция.
О.Кжиштоф пригласил меня в небольшую комнатку, расспросил о том кто, что и как, рассказал о приходе, пригласил на службу. В чем — в чем, а в гостеприимстве вологодским католикам не откажешь. Никто на тебя не шикает, за рукав не дергает, типа, не туда встал, не так повернулся... Все ровно наоборот. Попросил разрешения снимать службу, в ответ: «Пожалуйста, вы мне не мешаете».
О.Кжиштов готовится к мессе, зажигает свечи, раскрывает книги.
Затем уходит и появляется уже в облачении.
Вся служба проходит на современном русском, «Pater noster, qui es in caelis,sanctificetur nomen tuum...» вы не услышите, хотя в каких-то особых случаях божественная латынь используется.
У католиков все прихожане непосредственно участвуют в службе, для этого на стульях разложены книги, а под стульями имеются маленькие подставки, предназначенные для коленопреклоненных молитв.
Вслед за чтением Евангелия идет проповедь, в которой священник подробно объясняет смысл прочитанного.
Службу священник заканчивает словами: «Идите с миром», но после этого люди не расходятся, а продолжают самостоятельную молитву.
P.S. Cовсем недавно своя католическая община появилась и в Череповце.
В качестве еще одного послесловия Te Deum laudamus — «Тебя, Бога, хвалим»