Рыбалка в марте на Кубенском озере

[Блогово]

Не зря говорят: "Пришёл марток -надевай трое (слыхал даже и семь!) порток". Грачи, видимо, слегка "погорячились", прилетев так рано. Зима и не думает пока сдаваться. Смотрю с вечера информер с прогнозом погоды и вижу, что на ночь обещают всего 7-10 градусов со знаком минус. А рано утром гляну на термометр за окном, - все минус 22! Так что-то и не захочется на озеро на утренний клёв. Но, лишь встанет солнышко, то быстро, часикам к десяти нагреет так, что с длиннющих сосулек, висящих на карнизах крыш, закапает, потечет прозрачная талая водичка...

Была несколько дней назад и оттепель до плюсовых значений; не использовать возможность порыбачить в это время было просто никак невозможно. Правда, ветерок задувал не слабый, и метель такая мела, что свету белого не видать, зато тепло и, можно надеяться, что клев рыбы активизируется.

И точно, зашевелилась рыбка!
Остановив свой каракат в самом устье Кубены, Андреич, осмотревшись по сторонам, по одному ему известным ориентирам, которых лично я в снежной пелене вообще не увидел, отошел чуть в сторону и топнул ногой в снегу со словами "Здесь сверли!"

Я уже собрался выполнить команду, но он ещё раз что-то прикинул в уме и велел отойти метров на пять в сторону и уже совсем уверенно показал место для ловли. Пробурив лунку, я обнаружил, что глубина подо льдом всего около 10 см.

- "Во! То, что надо! Лови тут, а туда, где раньше показал не ходи, там уже песок", - сказал Андреич и сам отъехал метров на тридцать в сторону.

Стоило мне опустить мормышку с насадкой, (а на крючок я надел несколько личинок репейной моли, которых накануне дома целый час, надев очки, выковыривал из запасенных с осени головок лопуха), как почти сразу произошла уверенная поклевка.

Кивок удочки согнулся в дугу. Чувствовалось, что на крючок "села" увесистая рыбина, которую с трудом удалось завести в лунку. Я думал, что взял крупный окунь, и никак уж не ожидал, что это будет сорога. Да ещё какая крупная! Давненько не удавалось поймать такую. Специально сфотографировал её, положив рядом спичечный коробок, который попросил у курящего Андреича. Он ещё не успел даже расположиться на своем месте, поэтому мигом вернулся ко мне, как только я ему крикнул о том, что вытащил крупную сорожину.

Сорожка, действительно попалась хорошая. Толстая, упитанная, явно с икрой; чешуя крупная, чуть не с ноготь. Просто красавица!

Полюбовавшись ею и устроив фотосессию, мы уже вместе с Андреичем, пробурившим лунку в нескольких метрах от моей, начали настойчиво трясти мормышками, надеясь, что сорога тут была не одна, а с целой стаей. Однако надежды наши не оправдались и пришлось сверлить всё новые и новые лунки, чтобы найти рыбу.

В одной из таких новых лунок мне удалось вытащить одного крупного, граммов на 350 окуня, причем он тоже взял почти сразу, как только мормышка оказалась в воде. А потом снова тишина и никаких поклевок...

Невольно появилась мысль, что рыбу привлекает шум от ледобура и муть, поднятая им со дна. (Напомню, глубина в месте ловли была не более 10 см, а местами и того меньше и, пробурив лунку почти всегда касались дна концом шнека с ножами, стараясь их не затупить.

Решил проверить свою догадку и пошевелил ледобуром на дне, а потом с шумом вытащил его вместе с водой и ледяной крошкой, которой притенял лунку. И что же? Спустя менее, чем минуту на льду оказался ещё один окунь, только чуть поменьше. Значит, действительно, окуня привлекает муть, поднятая на дне при бурении лунки, которая относится слабым течением реки на значительное расстояние.

Ещё два вполне приличных окуня были пойманы точно таким же образом в других, только что пробуренных лунках, но больше соблазнить их шумом в старых лунках не удалось. Лишь один подлещик граммов 300 весом подошел и взял приманку после очередной такой процедуры.

А потом, после следующей поклевки пришлось долго побороться с попавшей на крючок рыбой. Кто-то упорно не хотел заходить в лунку, которая, правда, была совсем маленькой. Я подумал, что это крупный подлещик или лещ, раз не пролезает в лунку. Не рассчитывая на солидные трофеи и стремясь облегчить себе работу при бурении льда, мы оба использовали барнаульские ледобуры с диаметром шнека всего 100 мм.

Андреич был свидетелем моей борьбы с упрямой рыбой и подбежал, чтобы помочь в случае необходимости. "Не давай слабины и тащи не за леску, а за удочку" - советовал он. Наконец я почувствовал, что рыба вошла в лунку и подалась немного вперед. Засучив рукав, полез левой рукой в воду и нащупал голову. - Щука!!!

Ухватив её за жабры, вытащил и отбросил на лед. Щука клюнула на малюсенькую мормышку с насадкой всего из нескольких личинок репейника. Почему она соблазнилась столь миниатюрной приманкой, - это загадка. Насытиться ею она явно не могла. Можно лишь предположить, что либо её привлекла такая легкая, хоть и мелкая добыча, за которой не надо гоняться и тратить зря силы, либо мормышка была для щуки, стоящей в засаде чем-то вроде надоедливой мухи, жужжащей возле уха, которую мы обычно стремимся прихлопнуть. Вот и щука решила, что лучше проглотить эту надоедливую мелочь, постоянно трясущуюся рядом и мешающую ей спокойно подремывать, поджидая более крупную жертву. Так или иначе, но щука просчиталась и оказалась на льду. (Дома взвесил - щука потянула почти на килограмм).

А дальше было вообще удивительное дело. Стоило мне пробурить новую лунку, как спустя буквально несколько минут следовала поклевка, за ней непродолжительная борьба и.... Рыба уходила вместе с мормышкой. Три мормышки подряд были оборваны у меня течение какого-то получаса!

И клевали явно тоже щуки, которые никак не хотели повторить участь своей "подружки" и обрывали леску одна за другой. Как будто мстили мне за неё. И ещё была одна, четвертая точно такая же поклевка, только в этот раз рыба, поупиравшись подо льдом возле лунки, просто сошла с крючка, а не оборвала мормышку.

Щуку я вытащил на леску диаметром 0,12 мм, а после её поимки поставил потолще, 0,18 мм, но она не выдерживала щучьих зубов и легко рвалась. Если бы глубина была побольше, то ещё как-то можно было бы завести щук в лунку, а на такой мели у меня просто не было пространства "для маневра" и щуки раз за разом обрывали снасть. Это ещё чудо, что одну как-то удалось вытащить.

Андреич пробовал ловить на балансир, но у него так ни одной поклевки и не случилось, хотя и ловил совсем рядом, и в моих лунках пробовал. Всё бесполезно. И вообще в этот день он поймал всего одну маленькую сорожонку. "Не мой день!", - говорит.

А у меня общий улов получился довольно весомым. Вот он, на фото. Попалась ещё и одна крупная нельмушка.



Взять на уху Андреич категорически отказался - и холодильник полный рыбы, да и завтра снова собираемся на озеро, так что это совсем ни к чему, объяснил он.

На другой день мы, и правда, снова были на Кубенском озере, только уже в другом месте и там Андреич взял реванш. Пока я ходил за километр с гаком по глубокому снегу проведать "свою" заветную луночку и возвращался оттуда ни с чем, он сумел "высидеть" на одном месте несколько хороших окуней. Да и потом, нет-нет, да вытащит ещё окунька. А у меня в улове была в основном сорога, да не крупные окунишки, хотя и сидели совсем рядом.

Вот они, наши уловы:

Это улов Андреича

А это мой

Вот так и порыбачили два дня подряд. Совсем скоро побегут ручьи и наступят самые лучшие деньки для рыбалки. Ждем с нетерпением, а потом планируем ещё побывать и на льдине, как и в прошлые годы.
А там уж и до летней рыбалки рукой подать... Скоро надо будет и снасти готовить.