Вологде не особенно повезло на исторические события даже в масштабах России, не говоря уж о событиях мирового масштаба. Вроде и недалеко город находился и от Москвы, и от Петербурга, но происшествий, что называется, "для учебника истории", здесь происходило крайне мало. Можно пересчитать на пальцах одной руки: феодальную войну середины пятнадцатого века, опричнину Ивана Грозного и... в общем-то, всё. С тех пор, как Иван Грозный покинул Вологду, так и не достроив свой Кремль, а полутора веками позже Пётр Первый основал Петербург, окончательно повернув все торговые пути с западом через новую столицу, в городе ровным счетом не происходило ничего исторически значимого. Провинциальный город. "Подстоличная Сибирь". Годная только для исправления неблагонадёжных политических ссыльных, которых местная сонная атмосфера усыпляла и постепенно сводила на нет их революционную активность.
Может, конечно, это не так и плохо. Например, ужасов войны Вологда не знала со времен польских набегов 1612 года. Вологду не бомбили во времена Великой Отечественной, в связи с чем сохранился до сих пор в городском фольклоре полуанекдот, созданный уж непонятно кем, но иногда цитируемый: якобы в Вологде жила тётка Гитлера, и потому трогать этот город не разрешалось. Никаких родственников фюрера, конечно же, у нас не водилось, просто сам город не входил в число стратегически важных пунктов захвата для гитлеровских войск.
Тем не менее, в истории Вологды есть один факт, когда наш город стал широко известным и обсуждаемым не только в самой стране, но и во всём мире. Без преувеличений.
Для того, чтобы прояснить, что же тогда случилось, стоит перенестись во второе десятилетие двадцатого века. А именно - в 1918 год.
Вологда тогда была примерно такой:
Карта А.Сазонова и Е.Старикова из книги "Вологда в минувшем тысячелетии".
«…Маленькие бревенчатые дома в один или два этажа, широкие неухоженные площади и уличные рынки. На каждом открытом месте виднелись белые церкви на фоне голубого неба. Эти церкви были увенчаны затейливыми башенками с выставленными напоказ большими бронзовыми колоколами. Я заметил обилие берез в палисадниках и на этих изящных деревьях огромные неуклюжие гнезда ворон, которых в Вологде так же много, как голубей в Петрограде или воробьев в Лондоне…», - так описывал наш город английский журналист Артур Рэнсом. Что привело его в вологодскую провинцию? Какие исторические события начали происходить тут?
Ответ помнит этот дом:
Дом на Герцена, 35 – один из сохранившихся точечно в Вологде интересных деревянных особняков. Сейчас, зажатый жилой пятиэтажкой и громадой «Северо-Западного Телекома», он практически незаметен на общем фоне центральной улицы. Вокруг снуют троллейбусы, автобусы, шумит город. Даже на фоне исторической застройки он теряется: в двух шагах от него – более красивый дом Левашова, чистый классицизм в дереве. Потому большинство вологжан пробегают мимо, не слишком замечая этот коричневый особняк с колоннами.
Между прочим – стоит только вдуматься! – это единственный дом в современной Вологде, в котором происходили события мирового масштаба и именно здесь, без преувеличений, решались судьбы России и мира. Память об этих событиях не потеряна, ведь в особняке на Герцена, 35 сейчас располагается уникальный в своём роде музей дипломатического корпуса.
Вот они, сотрудники дипломатического корпуса, у этого дома, без малого сто лет назад.
Тому, что дипломатический корпус стран Антанты оказался в Вологде, способствовали события революционного Петрограда 1917-1918 годов, а также катастрофическая ситуация на Восточном фронте Первой мировой войны. Не углубляясь в исторические сведения, которые каждый может получить в этом же музее, купив там книжку «Посланники запада», я лишь скажу, что дипмиссиям Антанты оставаться фактически во взятом немцами городе далее не представлялось возможным. В то же время прекращать свою дипломатическую миссию они не могли. Дуайен дипломатического корпуса, посол США в России Дэвид Роуленд Френсис принял решение: посольство переезжает в Вологду.
Френсис был уже немолод. Но это не мешало ему хорошо ориентироваться в сложившейся ситуации. (Портрет из собрания музея дипломатического корпуса)
Почему в Вологду? Разумеется, о таком городе дипломаты практически ничего не знали. Френсис же, взглянув на карту, увидел Вологду прежде всего как важный центр, где пересекались тогдашняя Транссибирская магистраль (Петроград – Владивосток) и Северная дорога (Москва-Архангельск). Таким образом, из Вологды, в случае опасности или иных обстоятельств, дипломаты могли легко уехать в любом из четырёх направлений: в Петроград, Москву, Архангельск или на восток, через Вятку и Пермь в Сибирь. Собственно, географическое положение Вологды с тех пор и не изменилось, мы пользуемся теми же железными дорогами, на таком же удобном месте.
Всё верно подметил.
Не все дипломаты согласились с Френсисом, некоторые решили ехать домой через Финляндию, но, оказавшись в охваченной революциями стране, которая до того считалась ими относительно спокойной, продвинуться они так и не смогли. После долгого стояния на финских полустанках дипломатам пришлось вернуться в Россию и примкнуть к посольствам, переместившимся в Вологду. Таким образом, в Вологде сформировался мощный дипломатический корпус, благодаря чему наш город получил, устами посла Френсиса, укрепившееся название: дипломатическая столица России.
Книга воспоминаний Френсиса, одна из глав которой так и называется: "Тhe diplomatic capital of Russia"
Вологодские власти выделили дипломатам, несмотря на тяжёлое жилищное положение в городе, несколько достаточно ухоженных и роскошных особняков. Ряд из них сохранился до сих пор. Вот, к примеру, здание нынешнего юрфака ВГПУ – деревянный дом Дружинина. Здесь размещалось английское вице-консульство, и в этом доме некоторое время квартировал «король шпионов», знаменитый разведчик Сидней Рейли.
Хозяин дома Н.В.Дружинин, кстати, был до революции предводителем уездного дворянства
Ещё одно здание – французского посольства – располагалось на нынешней улице Герцена, бывшей Екатерининской Дворянской. Это здание не уцелело, место его сейчас занято пятиэтажкой, в которой располагается «Аптека на Дворянской». В двух шагах оттуда – уже знакомый нам дом, который ранее принадлежал дворянину Пузан-Пузыревскому, а потом был занят клубом приказчиков, где разместились посольство США во главе с Френсисом, а также миссии Сиама (Таиланда) и Бразилии.
Именно здесь сейчас находится музей дипломатического корпуса, созданный известным вологодским историком Александром Быковым. Александр Владимирович взял в аренду это здание, когда оно находилось в ужасающем состоянии. В советские годы в бывшем посольском доме успели побывать и санэпидемстанция, и ремонт большегрузных машин. Титаническими усилиями дом был приведен в относительный порядок, хотя вопрос о его реставрации и сейчас стоит достаточно остро.
Непосредственно музей – это две комнаты первого этажа. Здесь в 1918 году располагались гостиные.
Можно послушать старинный романс "Не уходи, побудь со мною..."
Есть даже вот такой симпатичный лекторий
Флажки стран - участниц дипломатических переговоров. Подлинные
Рабочий кабинет со спальней посла Френсиса и курьерские кабинеты посольства, располагающиеся на втором этаже, сейчас, к сожалению, закрыты для широкого круга посетителей и требуют ремонтных работ. Если бы весь посольский дом был воссоздан в наилучшем виде, он мог бы стать одной из визитных карточек Вологды. Но на это нет средств. Потому пока комнаты верхнего этажа выглядят вот так:
Известно, что в этой комнате бывал известный деятель большевистского государства Карл Радек, который прибыл в Вологду с целью выманить послов в Москву
Старинные двери второго этажа сохранились. Помнящие дипломатов, сейчас они ждут реставрационных работ
Посольский кабинет Френсиса интересен тем, что там сохранились подлинные столы и стулья обстановки 1918 года, но, к сожалению, сейчас он не музеефицирован. Также сохранился даже старый туалет, с которым связана трагикомичная история. Когда в апреле 1918 года Френсис пережил тяжёлое отравление, в этом туалете он провёл не лучшие дни своей жизни:
Лечил высокого гостя земский доктор Горталов:
Горталов прописал Френсису строгую диету, состоявшую только из яиц всмятку. Вазочка для яиц, принадлежавшая послу, была обнаружена А.В.Быковым в США и подарена ему близкими родственниками посла. Сейчас она занимает достойное место в экспозиции. Если приглядеться, можно даже увидеть гравировку с именем и фамилией: "Д.Р.Френсис".
Возможно, что в гостях у дипломатов побывала и такая известная личность, как Мария Игнатьевна Закревская-Бенкендорф-Будберг. Во всяком случае, именно ее визитную карточку А.В.Быков нашел в архиве посла Френсиса. Любовница английского представителя Локкарта, шпионка и будущая гражданская жена Максима Горького сыграла свою, весьма драматичную, роль в ходе так называемого "заговора послов". На тот счёт, как визитная карточка Муры Бенкендорф оказалась у американского посла, у А.В.Быкова есть своя версия, и он обязательно поделится ей с Вами - если Вы придете сюда на экскурсию.
У каждого из людей, сидящих на этом снимке, своя судьба. Им было суждено оказаться в России в наиболее драматичные дни её истории, когда решалась судьбы не только нашей страны, но и всего мира. В Вологде они, дистанцировавшись от революционного хаоса Москвы и Петрограда, вели серьёзную работу. Именно здесь, в этом доме, обсуждались планы союзнической интервенции. Предполагая скорую победу союзных войск на севере России и продвижение англо-французских войск к Вологде, дипломаты, совещаясь, предполагали даже использовать Спасо-Прилуцкий монастырь или Вологодский кремль (архиерейский двор) как укрытие, где предполагалось выдержать осаду.
Чтобы представить то, как дипломаты влияли на жизнь тогдашней Вологды, стоит только представить, что бы могло быть, если бы внезапно посольства США и крупнейших европейских стран прибыли бы в Вологду сейчас. А ведь тогда наш город был куда меньше, тише, патриархальнее, все друг друга знали - большая деревня, да и только. Безусловно, такое событие, как приезд дипломатов, стало одним из главных в тихой городской жизни для обывателей за долгие годы. Близость дипкорпуса стран Антанты влияла и на то, что в Вологде начали складываться контрреволюционные кружки, готовилось развернуться движение против большевиков... К сожалению, репрессии комиссара Кедрова и его ревизии, прибывшей в наш край, поставили жирную точку на всех контрреволюционных намерениях различных обществ. Вынуждены уехать вскоре были и дипломаты: большевистская власть, укрепляясь, сделала жизнь посольств и консульств в Вологде невыносимой.
И как бы удивительно это ни звучало, но Вологда вписана в историю как одна из дипломатических столиц России - с февраля по июль 1918 года.
Вологда - дипломатическая столица России
[Блогово]