Как преподнести вологодский туристический продукт, чтобы его покупали?

[Блогово]

В Вологодской области есть немало мест, которые интересно посетить. Сама Вологда с большим числом храмов, всемирно известные Ферапонтово и Кирилло-Белозерский монастырь, Великий Устюг – родина Деда Мороза, перечислять можно долго. – Замечательных место очень много. Однако их туристический потенциал до сих пор не раскрыт в должной мере.

На одном из совещаний в Правительстве Вологодской области говорилось, что потенциальная туристическая ёмкость Вологодской области составляет 3,5 миллиона туристов в год, а её современный уровень использования пока находиться на уровне 40%. По-видимому, речь идёт об общем туристическом потоке, включающем как внутренних туристов, так и иностранцев. Кстати говоря, 40% - это не так уж и плохо. Причин же тому, что туристический потенциал не используется на все 100% или хотя бы процентов на 80 несколько. Во-первых, только начинающая развиваться туристическая инфраструктура, а во-вторых, только-только начинающий формироваться вологодский туристический маркетинг.

У маркетинга на самом деле много определений, одно из самых удачных, пожалуй, это: «Маркетинг — система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций; реклама является лишь одним из факторов процесса маркетинга». Нельзя не отметить, что область старается заниматься и первой, и второй проблемой.

Достаточно взглянуть на развитие проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». То, что Дед Мороз обосновался в Вологодской области – это безусловное достижение её руководства. Это серьёзный успех, который важно и нужно развивать. О том, где находиться родина Деда Мороза теперь, вероятно, осведомлена большая часть россиян. Стоит также обратить внимание на сайт: http://vologdatourinfo.ru/. – Это действительно качественный и практический сайт, посвящённый туризму в Вологодской области. Создателем сайта является Государственное учреждение «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области». Данное учреждение было создано департаментом международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области. Слева на данном сайте вы можете прочитать названия населённых пунктов и их «туристические» определения.

Например, «Вологда – кружевная столица России», «Кириллов – святая земля». Однако не все определения выглядят удачными. Возьмём «Грязовец – южные ворота Вологодчины». Действительно, Грязовец стоит на федеральной трассе, которая имеет определённую «южную» ориентацию. – Правда, потом трасса вовсе не «бежит» куда-нибудь прямиком в Краснодарский край, а идёт в Ярославль, а затем в Москву. Однако даже если не придираться к «южным воротам», а принять определение в таком виде, в каком оно есть, то сразу возникнет следующий вопрос. – Ну и что? У каждой области, края или района найдутся и южные, и восточные, и северные, и западные «ворота». Само по себе нахождение на той или иной стороне света не делают город интересным.

Привлекательным для туриста его делают история, разнообразные достопримечательности и многообразие видов отдыха. Или, к примеру, «Череповец – город лидеров». Хорошо, что в Череповце собралось много лидеров, однако такое определение также вряд ли заинтересует туриста. А ведь Череповец – один из крупнейших промышленных узлов всей России. Промышленная территория завода, по сути, равна территории всего города. – Мы уже говорили как-то, что Череповец может быть объектом промышленного туризма: у него для этого всё есть.

Однако в целом маркетинг туризма области, на наш взгляд, развивается в правильном направлении. Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области очень неплохо делает своё дело. И если продолжать развивать маркетинг вологодского туризма, то туристические продукты Вологодской области будут покупать. Некоторые недостатки, как мы надеемся, со временем будут исправлены. – Прежде всего, по нашему мнению, нужно учитывать реальные, уже имеющиеся туристические объекты городов (пусть они и не являются традиционными: промзона в Череповце), многие места нуждаются в «переформулировании» туристических лейтмотивов. В целом туризм в области ориентирован на людей старшего возраста, семьи: изобилуют сказочные сюжеты, само по себе маркетинговое предложение звучит достаточно консервативно.

Но кроме семейных людей старшего возраста и в самой Вологодской области и за её пределами, есть множество других категорий граждан. – И на них тоже нужно ориентироваться: многие наверняка бы захотели посетить область, если бы предложение для них было бы сделано должным образом.