Вы знаете, мне было наплевать на всё. Кто выиграет эти выборы, сколько победитель наберёт процентов и в каком туре, во сколько раз меньше наберёт второй номер. Мне так наплевать на выборы не было никогда.
У меня за плечами десять лет в политике и в выборах - и вдруг вот так. К чему бы это? Ну, вы знаете, это можно назвать, как кому угодно. Победитель был известен заранее, никто с ним всерьёз не соревновался, одни и те же постные физиономии гнали какую-то пургу и давали обещания, которые заведомо невозможно выполнить хотя бы потому, что им никто не даст.
Нет, разумеется, мне не наплевать, кто будет президентом этой страны. Мне не наплевать, что Путин после 2003 года, когда он действительно собирал российские земли, он медленно и верно превращался в чудовище. Но дело и не в этом даже.
Наша нынешняя система власти завезена к нам в 1993-м году на дулах танков. На этих же танках к нам привезли основной закон и осознание того, что всё, что бы ты ни пытался сделать полезного и хорошего, никому особенно и не нужно. Какая демократия, такой и энтузиазм у народа.
У некоторых людей хватает юмора и оптимизма, чтобы называть происходящее комедией. Нет, это не комедия. Это фарс. Никто не понимает, что и почему происходит. Почему все эти люди голосуют годами за одного и того же человека? Он что, им отец родной? Они же его не обожают, они просто идут и голосуют. Идут и голосуют. Идут и голосуют. Идут и голосуют. В 2000-м, в 2004-м, в 2008-м (за дублёра) и в 2012-м.
Что это за выборы, когда все кругом уже на старте гонки могли безошибочно назвать фамилию победителя? За что тогда соревновались остальные? Неужели за свой демократический имидж? Зачем Михаил Прохоров так рвётся в политику? Не по инерции ли участвуют в выборах политические динозавры Зюганов и Жириновский, у которых стаж на федеральных выборах вдвое больше, чем у Путина? Кому нужен путинский спарринг-партнёр Миронов?
Все знали заранее фамилию победителя. Лениво обсуждали возможные проценты. Но за проценты всерьёз боролись только в штабе победителя — нужно было избежать второго тура (зачем он, когда всё и так ясно?). 56 или 59% — не так уж и важно. Победителю не важно, на сколько он оторвался от преследователей. Победителю важна победа и он за неё боролся многими доступными способами.
А вот из остальных кандидатов никто ведь, судя по моим наблюдениям, всерьёз не боролся за голоса. Какие избиратели, Боже упаси? Это политика, это фарс и цинизм. Люди на выборах — это не люди. Они — электорат, серая масса, которую делят на сектора в круге и раскрашивают, как это угодно режиссёру в телекомпании.
На этих выборах кандидаты старались перещеголять друг друга отчётами о фальсификациях. Кто их больше найдёт и кто кого переплюнет в чудовищности. Это чистой воды PR — все прекрасно понимают, что этими фальсификациями никто всерьёз заниматься не станет. Губозакаточные машинки придумали достаточно давно, чтобы к ним успели привыкнуть и не замечать, как без них прекрасно жилось.
Смех смехом, а ведь гонка отчётов о фальсификациях и стала самой интересной. Но эти отчёты оказались столь многочисленными, что приелись сами по себе. Возможно, меня ни капли всё это не поражает потому, что такова реальность сегодняшнего дня, когда не поражают даже массовые кровавые теракты и войны в далёкой Африке или Азии. Войны никогда не были менее кровавыми, просто с 1991 года их стали показывать по телевизору в прямом эфире и к их ужасам все привыкли.
Скучно всё это. Я впервые не то, что на выборы не ходил, я даже не интересовался результатами. Я, который когда-то был активным членом одной почившей ныне в бозе партии, который брался почти за любые выборы и даже работал на некоторых из них за идею, а не за деньги.
Я решил, что лучше 4 марта 2012 года я схожу на урок по танго, потом выпью кружку пива в баре, а потом напишу вот этот текст. Я разговаривал с прекрасной женщиной по имени Вера, и она в миллионы раз интереснее всех кандидатов в президенты вместе взятых. В этих вещах гораздо больше смысла, чем в мышиной возне бульдогов под ковром.