На прошлой неделе Губернатор области Олег Кувшинников и глава Вологды Евгений Шулепов проверили ход ремонта дороги в Лосту.
Об этом замечательном событии нам в непременно радужных тонах сообщила газета "Наша Вологда", бесплатно доставляемая в почтовые ящики вологжан.
Публикацию украшают две фотографии: одна с видом ремонтной техники, почти что танковой колонной наступающей на бездорожье. Другая - с изображением "правящего тандема по-вологодски", по всей видимости, ударяющего по разгильдяйству.
Под второй фотографией подпись: «Во время обсуждения ремонта дороги Олег Кувшинников предложил построить еще и дорожку для велосипедистов. Глава города поддержал эту идею».
СКАЖИТЕ, ВАМ ЕЩЕ НЕ НАДОЕЛ
ЭТОТ НЕПРИКРЫТЫЙ ДЕШЕВЫЙ ПОПУЛИЗМ?
Вы, наверное, возмутитесь: велосипедная дорожка – это прекрасно, а через несколько лет в Лосте будет маленькая Европа.
Для тех, кто не понял, в чем тут подвох, объясню: капитальный ремонт дороги выполняет предприятие-подрядчик, выигравшее конкурс и заключившее муниципальный контракт с городом.
Еще до объявления конкурса администрацией города были разработаны требования к будущей дороге, которые были закреплены в проектной документации, различных разрешениях и согласованиях, а также в специальном документе – Техническом задании. Исходя из этих требований предприятия, принимавшие участие в конкурсе, называли свою цену на выполнение работ. Выиграло конкурс то предприятие, которое предложило наименьшую цену (в нашем случае – 175 миллионов рублей). Изменять зафиксированную цену можно только в определенных случаях и не более чем на 5 процентов. После этого с победителем был заключен муниципальный контракт, и предприятие приступило к выполнению работ. По крайней мере, такая процедура прописана в законе.
И вот теперь, главные чиновники соответственно области и города решают, что должна быть еще и велосипедная дорожка. Чем они руководствуются, когда говорят об этом во всеуслышанье?
Версия первая: ЗАКОНОМ?
К сожалению, в соответствии с федеральным законом вопрос о технических характеристиках будущего объекта должен решаться еще до объявления конкурса. Это очень логично – цена выполняемых работ зависит от того, что конкретно необходимо сделать.
Если же после заключения контракта и начала работ возникла необходимость в дополнительных работах, то необходимо провести новый конкурс и даже при необходимости расторгнуть уже заключенный контракт.
В нашем случае о таких мелочах никто даже не подумал. Построить велосипедную дорожку поручили уже действующему подрядчику, «в нагрузку», расплатиться же обещали «исходя из фактической стоимости работ».
Что ж, в практике бюджетного строительства Вологодской области это обычное явление, чиновники редко связывают себя жесткими ограничениями закона о госзакупках и постоянно превышают начальную цену контракта.
Версия вторая: ЗАБОТОЙ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ РАСХОДОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ.
Пожалуй, и тут мы не угадали. Ситуация, как говорится, из разряда «посчитали и прослезились»: на строительство велосипедной дорожки нужно дополнительно выделить из бюджета 27 миллионов рублей.
В настоящее время эти расходы бюджетом не предусмотрены. Но это не беда. Кто не знает, тому сообщу, что практически все бюджеты у нас принимаются считай что «задним числом»: изначально утверждается документ, в котором закреплены общие параметры (дальше эту скукотищу все равно никто читать не будет, а если будет, то без специальной подготовки не поймет). А потом в течение года, и даже после окончания года, в бюджет вносятся поправки в соответствии с фактическими расходами, чтобы придать им легитимный характер.
А поскольку от таких перестановок сумма в бюджете не меняется, то дополнительные расходы на велосипедную дорожку будут «компенсированы» урезанием других статей – образования, медицины, ремонта дворов и т.д.
Версия третья: ЗАБОТОЙ О ЖИТЕЛЯХ ЛОСТЫ.
Боюсь, что и здесь все получилось в лучших демократических традициях нашей страны. Жителей Лосты, как обычно, никто не спросил: «жираф большой, ему видней». Могли бы хоть для приличия посчитать, сколько жителей Лосты пользуются велосипедами.
Но главное не в этом: даже если велосипедная дорожка будет построена (а сомнений в этом быть может, ведь об этом заявило первое лицо области), то велосипедисты из Лосты смогут добраться лишь до города, я имею в виду перекресток улицы Козленской и Советского проспекта, где находится конечная троллейбусного маршрута № 2. Дальше два пути: или оставлять велосипед на остановке, и дальше передвигаться общественным транспортом (но к чему тогда все эти сложности), или, рискуя жизнью, устремиться по той самой улице Козленской в пучину транспортного потока. Скажите, вы когда-нибудь ездили на велосипеде по улицам нашего города? Наверное, нет, иначе бы вы мне не ответили.
Получается, что два самых главных чиновника заявили (точнее, один заявил, а другой не осмелился возражать) о том, что они в нарушение федерального закона готовы потратить 27 миллионов бюджетных рублей, взятых ими из расходов на действительно насущные нужды города, на то, чтобы иногда некоторые жители микрорайона Лоста ездили на велосипеде без риска для собственной жизни максимум до ближайшей городской улицы?
Отсюда наиболее вероятной мне представляется версия четвертая: ЗАЯВЛЕНИЕ БЫЛО СДЕЛАНО ДЛЯ ПОДНЯТИЯ СОБСТВЕННОГО ИМИДЖА В ГЛАЗАХ ЖИТЕЛЕЙ ОБЛАСТИ, при этом использовались методы популизма.
Попули́зм (от лат. populus — народ) — политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам. В основе популизма лежит стремление той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. Популисты строят свою риторику на акцентировании экономических и социальных интересов обычных людей. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т. п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями. Например, когда политики много обещают, говорят и ничего не делают. – См.: http://ru.wikipedia.org
Обращу ваше внимание еще на два обстоятельства.
Первое. Нарушения закона остались незамеченными для специалистов по надзору за соблюдением законодательства, в просторечии именуемых прокуратурой.
Второе. Информация о прекрасных и величественных планах властей доставлена в квартиры вологжан газетой, принадлежащей холдингу бизнесмена Шулепова и, по слухам, частично финансируемой мэром Шулеповым за счет бюджета города. В общем, с заботой о вологжанах и для вологжан (рекламный слоган банка «Вологжанин», владелец которого соседствует с мэром в особняке на улице Предтеченской). И, естественно, за их счет.
Лично для меня было бы убедительней, если бы господа Кувшинников и Шулепов отказались бы от персональных служебных джипов и кавалькады из машин сопровождения и по примеру мэров европейских городов пересели бы на велосипеды. Хотя на двадцатиградусном морозе это, конечно, нереально.
В любом случае, 27 миллионов бюджетных рублей можно потратить на более насущные цели и безо всякого нарушения закона.