Тема общественного транспорта, одна из самых больных тем в городе.
Для того, что бы понять остроту вопроса, нужно начать с прошлого. В Вологде с транспортом было всегда плохо. Даже во времена СССР. Город был второсортным, на пассажиров плевали все от руководства до водителей.
Например, раньше, водитель мог остановиться и пойти на речку купаться или на дачу полить. При этом фиксировалась поломка. Так из маршрутов выпадали автобусы и люди могли стоять часами.
Схема проезда была составлена бездумно. Но стоимость проезда была низкой, что компенсировало ошибки схемы.
С конца 90х городской транспорт начал резко деградировать. Неправильные решения отдела транспорта привели к тому, что на многих маршрутах были сокращены рейсы. Время ожидания было увеличено в несколько раз, а социальные маршруты закрывались. Этим естественно воспользовались частники, выведя газели и пазики. С одной стороны – это рынок, с другой – частнику ещё больше наплевать на пассажиров. Места за рулем газелей заняли лица нерусской национальности, об интервалах движения можно даже не говорить. Ну а о том, что газели и пазики вообще не предназначены для работе в городе на постоянной основе – тут все закрыли глаза. Вологда переняла эстафету больших городов. Гонки на улицах, аварии, игнорирование остановок – полный набор фич дикого рынка. Вот с этим предстояло разобраться нынешней администрации города.
В 2010 году глава города Вологды, Е.Б. Шулепов вышел к горожанам с инициативой навести порядок в этом бардаке и предложил высказать пожелания. По результатам множественных обращений в его блоге и на сайте vologda-portal были определены следующие цели (изложены в порядке количества обращений):
- объявлять остановки в транспорте
- соблюдать расписание движения
- вернуть социально значимые маршруты
- улучшить качество транспортных средств убрав с улиц Газели
- вернуть утраченные в прошлые годы остановки
- заставить водителей открывать передние двери (которые сейчас принудительно заблокированы)
Одновременно с этим в городе подошло время ввести новую схему движения, которую разработали ещё при прежнем главе города. Ходят разные слухи о том, кто разрабатывал схему, но факт в том, что делали это люди не очень хорошо знающие потребности города.
Буквально за два месяца до введения схемы, были изложены пожелания и по маршрутам. В частности, обсуждался закрытый маршрут № 102 (центр – авиатор) и сменивший его частный маршрут 91а. Издевательское отношение владельцев маршрута привело к острой социальной ситуации на этом участке. Так же обсуждался другой маршрут – 84.
В конце 2010 года был объявлен конкурс на новые маршруты, одним из его условий – наличие транспорта средней вместимости, транспорта для инвалидов и достаточное количество подвижного состава (т.е. задача сократить интервалы, убрать пазики).
Все ключевые маршруты остались за ПАТП1. Владельцы хороших маршрутов их так же сохранили, а вот во всем остальном не получилось. Никто не хотел брать на себя социальные и мало популярные рейсы.
После новогодних праздников 2011 года, в отдел транспорта стали поступать жалобы. Это дала о себе знать непродуманная схема. До марта жалобы обрабатывались и объявлялись новые конкурсы.
Так же в течении года происходили изменения на маршрутах. Все это описано было не раз, поэтому резюмируем:
Что получилось добиться от администрации города:
- в ПАТП1 и Такси-сервис ввели автоинформаторы остановок. Впервые за всю историю города, остановки теперь объявляются. Не 100% и не всегда корректно, но сдвиг огромный. Да конечно у троллейбусов уже был пробный опыт ввода такой технологии, но провалился, поэтому его не считаем. Это первое большое достижение города.
- количество нормального транспорта увеличилось в разы. В основном это Олимпы, МАЗы (103,206) и старые мерседесы. По этому показателю город выглядит просто замечательно. В середине года поступили низкопольные Лиазы. Состояние транспорта можно оценить самостоятельно пройдя по ссылке: http://fotobus.msk.ru/city/52/. Это второе и очень значимое достижение.
- были возвращены маршруты № 3 (новый 47) , 102 (новый 36 ) и 33. Так же возродили социальные маршруты из других районов города.
- в новых автобусах запретили блокировать передние двери. К сожалению не все водители их открывают, но это прогресс.
- ПАТП1 сконцентрировалось на значимых маршрутах (6, 19, 36 и т.д.) и нормализовало интервалы движения.
- над ступеньками Олимпов повесили предупреждающие таблички.
Теперь о том, что не получилось и что пошло не так:
- к сожалению, были брошены некоторые маршруты. Возникло это в результате неправильно спроектированной схемы движения и непродуманных действий руководителей подразделений. Часть маршрутов просто дублировалась, часть просто не собирала нужного количества пассажиров. Потеряны были маршруты №1 (ПАТП1 не обратила на него внимания), 33 был бездумно введен и затем слит частникам (хотя заявка от адм. города была) . До сих пор на некоторых маршрутах резко сокращаются рейсы после 19.00-20.00. Нет контроля за выходом маршрутов, поэтому кое-где люди вынуждены стоять часами при плохой погоде. Маршрут №1 все таки спасли отдав в субаренду.
- администрация города не смогла победить газели. К сожалению, некоторые перевозчики не прошедшие по конкурсу продолжают ездить. При этом ни о каком контроле как и водителей, так и транспортных средств речи нет.
- несмотря на то, что Олимп лучше чем ПАЗ – определенные моменты остались не решенными. Так до сих пор в автобусе очень плохо работает вентиляция. Взяв с конкурентов систему окон открывающихся внутрь, в автобусах забыли сделать отражатель воздуха. Поэтому у автобуса проветривается крыша, а не салон. Так же не было сделано расширение накопителя, который там достаточно небольшой.
- не удалось заставить ПАТП1 и других частников вернуть передние двери пассажирам. Это грубейшим образом нарушает правила перевозки пассажиров, но тем не менее факт, что в Вологде передние двери блокированы.
- не удалось разгрузить дублированные маршруты и обеспечить оптимальную схему. Вот поэтому у нас высокая цена за проезд. Мы платим за избыток транспорта и пустые салоны.
- не удалось вернуть остановки (вот это очень огорчает)
- нет диф. системы перераспределения транспорта после часов пик. Т.е. на некоторых маршрутах в часы пик давка, а затем они идут пустые.
- утерянном много автобусов большой вместимости (Икарусы) без альтернативы
Итого: за последний год Вологда сильно преобразилась. Огромные изменения в транспортной системе. На улицах современный, новый (а это ой как важно) подвижной состав. Восстановлены и регулярно ходят часть важных маршрутов. За ОТ администрацию города и главу надо все таки благодарить - то что было и то что стало, разница огромная.
К сожалению, многие вологжане дальше города не выезжают и не видят разбитые ПАЗы и газели в других городах. У нас стал далеко не худший город в плане ОТ. Нельзя за год сделать то, что планомерно разрушали последние 20 лет. Хочется верить, что в новом году положительная динамика останется. Но проезд у нас по прежнему очень дорогой.