«Когда я была маленькая, то видела в Рыбинском море затопленную церковь в девяти километрах от нашего берега. Я тогда думала, что в море стоит русская печка. У взрослых поинтересовалась, и мне сказали, что это затопленная церковь села Ольхово. Со временем от нее осталась только колокольня, которая простояла лет 40. Её весной подтопляло, и весенний лёд разрушал основание».
Этими воспоминаниями поделилась с нами наша подписчица Ида Климина. А вспоминает она церковь Николая Чудотворца — один из двух храмов села Ольхово, затопленного в 1940 году водами Рыбинского водохранилища. Здание церкви использовалось в качестве навигационного знака зоны затопления, потому и не было разобрано сразу. В 1951 году церковь все же разобрали, а одинокая колокольня простояла, вероятно, до конца 1970-х.
Размышления о судьбе этого храма, всех затопленных земель и людей, их населявших, есть в книге уроженца села Ольхово Ивана Борина, написанной в 1974 году. Показывая историю родного села «с партийных позиций», автор старается быть объективным, но не может скрыть горечи, когда рассказывает о затоплении. Приведем с небольшими сокращениями несколько фрагментов из его книги:
«Нельзя не сказать более подробно об этом важном и неожиданном для людей событии. Люди, прожившие на насиженных местах всю свою жизнь, нелегко могли покинуть родной, живописный и любимый край. Здесь оставались могилы предков многих поколений. Здесь прошла счастливая пора детства и юношества, здесь в их оседлость и, особенно, в культуру земли был вложен огромный созидательный труд не только современников, но и их предков. Все это бесследно пропадало навечно. Многие женщины не выдерживали охвативших их переживаний, болезненно рыдали, целовали их родную землю. Но переселение было неизбежно, и к нему спешно готовились.
После создания Рыбинского водохранилища водный путь от Рыбинска до Череповца стал даже несколько короче. Он может пропускать грузовые суда с любой посадкой без всякого опасения, что могут осесть на мель. Содержание водного пути стало много дешевле прошлого. Отпала необходимость шлюзовать суда. Бывшие шлюзы, Череповецкий и Ягорбский, навсегда ушли под воду на большую глубину. Меньше стало постов по осуществлению фарватера водного пути. Отпала необходимость содержать большой водочерпательный караван для производства дноуглубительных работ. При всех этих преимуществах экономическая выгода от нового водного пути совершенно очевидна.
Вместе с тем нельзя не отметить и значительных материальных потерь, вызванных затоплением большой зоны полевой, луговой и лесной земли. Под водой оказались и были до затопления снесены до 600 населенных пунктов (сел, деревень и поселков) и город Молога. Была затоплена площадь земли около 150 км в длину и 25-30 км в ширину. На затопленной пойме р. Шексны существовали большие заливные луга, на которых крестьяне косили и собирали высокого качества сено. Это были районы развитого животноводства молочного направления. Только в двух селениях Ольхово было 650-700 дойных коров, дававших до 50 тонн товарного сливочного масла в год.
В настоящее время на месте села Ольхово сохранилась только колокольня, да и та без купола. Проезжая в 1971 году на туристическом теплоходе „Иван Сусанин“ по Волго-Балту (по маршруту Москва — Ленинград и обратно), мне пришлось, видимо, в последний раз видеть этот памятник родного села. Этот единственный памятник нашей родины доживает последние свои годы. Колокольня построена из красного кирпича на известковом растворе, не имеющая кровли и не демонтируемая, не может избежать полного разрушения в недалеком будущем. Если не мы, то наши потомки будут невольными свидетелями этого печального для нас, бывших ольховчан, события».
На портале sobory.ru, на странице, посвященной колокольне Никольской церкви в Ольхово, указано, что год утраты этого объекта не установлен. Был ли кто-то невольным свидетелем этого печального события?.. Теперь память о затопленной церкви хранят только воспоминания и старые фотографии.