В преддверии праздника Рождества Христова предлагаем вам полюбоваться рождественскими композициями в стенописи Дионисия и узнать, как понимаются в церковной традиции «дары волхвов».
О «дарах волхвов» пишет евангелист Матфей: И се, звезда… пришла и остановилась над местом, где был Младенец… и войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф 2:11). Спорным является и вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем. Независимо от их происхождения (вавилонского или персидского) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16). В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото – ценный металл; ладан – ароматическая древесная смола, благовоние для богослужений; смирна – смола, использовавшаяся в еврейской традиции для бальзамирования умерших) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое служение Младенца. Уже раннехристианскими писателями смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа; золото подобает Иисусу как Царю, ладан - как Богу, смирна - как человеку. (По материалам православной энциклопедии, Т. 9)