Друзья, публикуем новый рассказ Александра Иринеевича Сазонова из серии личных воспоминаний об объектах культурного наследия Вологды. На этот раз речь пойдет об Иосифовском корпусе.
Ждём ваши истории и ваши фотографии! Они будут размещены не только здесь, на нашей страничке ВКонтакте, но и на сайте «Объекты культурного наследия Вологды: интерактивная карта». Пожалуйста, пишите нам личным сообщением сюда, или (что ещё лучше) по электронному адресу [email protected]
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Иосифовский корпус Вологодского кремля (Архиерейского двора)
«А почему тут у вас все так разностильно, асимметрично – где разум, где логика?»–– такой вопрос задают мне некоторые туристы, впервые зайдя в Архиерейский двор. А выходя с подворья, люди понимают, что они без помощи фантастической машины времени, книг и альбомов только что прошли с русской архитектурой весь ее исторический путь – от старых форм экономского корпуса, через московское узорочье к европейскому стилю барокко, в котором выстроен Иосифовский корпус.
Портрет Иосифа Золотого
Почему епископа Иосифа, при котором было выстроено и это здание, и Воскресенский собор, в народе прозвали Золотым? Во-первых, гражданская фамилия у него была Золотов, во-вторых, любил он, чтобы все было «красиво-богато». Третью причину мне подсказала одна экскурсантка, взглянув на портрет умудренного жизнью (или утомленного долгим позированием) владыки: «Борода у него рыжая. Не рыжий я, а золотой!» А я удивился, как сам до этого не додумался. С разумом-логикой у архипастыря было все в порядке. По двунадесятым праздникам он шел на службу в Софийский собор, не касаясь стопами матушки-земли: по своим палатам, по гульбищу Гаврииловского корпуса, по двухарочному переходу в надвратную церковь, – а там от Святых ворот до главного входа в собор оставалось пройти по земле саженей пять, не больше.
Начало этого пути любой коренной вологжанин прошел уже в детстве: ведь отдел природы музея-заповедника располагается именно в Иосифовском корпусе. Напрочь врезались в память: императорский пингвин, подаренный музею земляком-полярником, птичка-невеличка, сидящая на чаше весов, а на другой – съеденные ею за день мошки, филин, в 1926-м (?) году севший на стоп-кран и своим весом остановивший поезд. А самым впечатляющим был огромный медведь на задних лапах, с оскаленной пастью и занесенной на зрителя правой лапой. В 2008-м году была даже выставка об этом мишке – «Легендарный экспонат».
Выступление в прениях о судьбе речки Золотухи. Пост Вконтакте «Сон не в руку» от 02.09.2022 г.
А в 2022 году зав. отделом природы музея Е.В.Дробышева организовала не менее интересную выставку «Малая река большого города» о Золотухе и серию лекций о ней, от биолого-географических до историко-археологических. На одной из лекций я не удержался и выступил в прениях, с удивлением узнав, что никогда я пригоршню воды из Золотухи зачерпнуть не смогу: восемьдесят процентов воды в речке не природного происхождения.
Парадные залы Иосифовского корпуса используются не только музеем, но и властями города и области для разного рода торжественных мероприятий. В сентябре 2022 года я поздравлял здесь своего одноклассника по восьмой школе Володю Рыбникова с награждением его медалью Х. С. Леденцова: ведь именно он открыл «городу и миру» имя подвижника русской науки.
На открытии выставки о Х. С. Леденцове и вручении медалей его имени 29 сентября 2022 года. В. А. Рыбников в середине первого ряда
В этом же зале годом раньше принимал участие в семинаре, организованном зав. отделом реставрации музея О.А.Соколовой. С приветственным словом, в числе других, выступил и глава митрополии. В первой фразе владыка поблагодарил за приглашение, а во второй сказал, что вообще-то я здесь не в гостях, а дома…
Против реституции церковного имущества я ничего не имею, только нужно с теми, кого выселяют, поступать не как лиса с зайчиком в известной русской сказке. В 2016 году Воскресенский собор вернули епархии, выселив картинную галерею в никуда. Хорошо, что 29 декабря 2022 года она открывает для посетителей двери приспособленного для этой цели здания бывшего проектного института на ул. Мира, 34, но у музея остается достаточно забот. Если реставрация (и зданий и экспонатов) ведется, то проблема с депозитарием – современным хранилищем фондов – не решается, несмотря на обращение Президенту, подготовленное вологодским отделением Общероссийского народного фронта.
Вернусь снова к личному. Бабушка рассказывала, что до войны дети в музее могли смотреть не только на чучела животных, но и любоваться на живых зверей в зооуголке! Для нее музей был последним местом работы. До 82-х лет она не только продавала билеты посетителям, но и выдавала зарплату более чем сотне сотрудников, успевая и отвечать на вопросы гостей о музее и городе. Общий стаж работы бабушки, если взять за точку отсчета торговлю булочками на Каменном мосту во времена НЭПа, составил 68 лет! Когда задумаешься об этом, становится стыдно числиться пенсионером в свои семьдесят.
Моя бабушка - Надежда Алексеевна Замятина. Фото В.К.Тарасовского, искуснейшего музейного фотографа - посмотрите, как свет поставлен!