Фотоизображений В.Т. Шаламова сохранилось немного, и тем ценнее каждый новый найденный снимок. На недавно прошедшей в С.-Петербурге, в ИРЛИ РАН, международной конференции, посвященной Шаламову, большой интерес вызвали фотографии, иллюстрировавшие доклад А.П. Гавриловой, посвященный взаимоотношениям В.Т. Шаламова и Б.Л. Пастернака. Докладчица, в свое время занимавшаяся исследованием журналистской деятельности Шаламова в литературно-художественном журнале «Москва» в 1956-1958 гг. (https://shalamov.ru/research/353/), показала ряд прежде не публиковавшихся документов и фотографий Шаламова 1950-х гг., в том числе удостоверение корреспондента журнала «Москва». Этот журнал начал выходить с 1957 года, но уже 20 ноября 1956 года В.Т. Шаламову дано поручение редакции собрать «материалы о культурной жизни столицы», — на правах внештатного корреспондента. Позже его включили в штат, о чем свидетельствует служебное удостоверение, подписанное главным редактором журнал Н.С. Атаровым.
Публикуемое фото Шаламова (оно дано и в увеличенном виде) довольно редкое: оно отличается от других фото 1950-х гг. тем, что у Шаламова здесь необычайно бодрый и оптимистичный облик, заметна даже легкая улыбка. Очевидно, оптимизм был связан с тем, что он получил, наконец, реабилитацию (в августе 1956 г.) и начал работать в столичном журнале. К сожалению, этот период длился недолго: в ноябре 1957 г. у него началось обострение хронической болезни Меньера, с ним случился припадок (описанный в одноименном рассказе), он попал в Институт неврологии, затем в Боткинскую больницу. В 1958 г. Шаламов получил инвалидность и вынужден был расстаться с журналом. Фото, таким образом, является свидетельством его короткого счастья.
Оно пополнит раздел «Фотоархив» нашего сайта.
До 2014 года удостоверение с фото можно было увидеть в экспозиции Шаламовского дома. Сейчас, после переэкспозиции, оно находится в запасниках.
Мы сознаем, что данный раздел сайта Шаламов.ру нуждается в серьезном совершенствовании, и в ближайшее время начнем работу по его пополнению другими новыми материалами, уточнению датировок и т.д. Конечная цель этой работы. — представить иконографию Шаламова в наиболее полном виде, с научно выверенными данными.