Нетривиальный взгляд на русскую деревню художника Генриха Асафова

[Блогово]

"Философия озера", "Философия природы" - он, разумеется был философом. Художник-монументалист, работы которого известны каждому вологжанину, хотя не все из них об этом догадываются.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №1

 

Да-да, именно Генрих Асафов - автор мозаичных панно на фасаде бывшего завода СКДМ, на музыкальном училище, на Доме Культуре в поселке Грибково и многих других. Но сегодня речь не о них. О другой ипостаси художника - живописной.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №2

 

Эскиз к одной из мозаик. Помогает оценить масштаб работ (буквально!)

Выставка работ мастера, большинство из которых до этих пор нигде не выставлялись, открылась на днях в Вологде, в частной галерее "Красный мост".

И именно их я сегодня хочу вам показать, друзья.

Те, кто ждет от искусства "красивого", вряд ли его здесь увидят. Но настоящие ценители прекрасного, конечно, оценят работы мастера.

Асафов создал своей собственный стиль, причудливо соединив в нем традиции народного творчества и иконописи. Есть здесь и дань достижениям русского авангарда (мне почему-то сразу вспоминается Дейнека).

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №3

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №4

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №5

 

Листайте!

Но темой картин он избрал жизнь северной деревни. И создавал глубокие, драматичные, при этом полные юмора и жизнеутверждающей силы образы русского крестьянина. Его быта и бытия.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №6

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №7

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №8

 

Листайте!"Генрих Асафов относится к той плеяде современных мастеров, которые еще в 70-е годы XX века в поиске нравственных идеалов в искусстве обратились к своим корням, земле, деревне".Галина Деменьева, искусствовед

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №9

 

Генрих Алексеевич Асафов (19.04.1940 - 14.10.2020). Живописец, член Союза художников России с 1978 года, заслуженный художник РФ с 2010 года. Родился в 1940 году в селе Чирково Усть-Кубенского района Вологодской области.В 1964 году окончил Ярославское художественное училище. Потом служил в Советской Армии на о. Сахалин. В 1967 продолжил учебу в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова на факультете монументальной живописи.Член Союза художников России с 1977. У художника состоялись пять персональных выставок в Вологде, две – в Череповце, две – в Ярославле. Выставка "Простая философия" - мемориальная.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №10

 

Генрих Асафов среди вологодских художников ― фигура яркая и заметная, но стоящая особняком. Язык искусства Асафова нарочито прост и брутален.

Гармония активных цветовых пятен, скованных черной линией обводки ― прием эффектный и проверенный временем.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №11

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №12

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №13

 

Листайте!

Крестьянский мир Генриха Асафова символичен, светел и желанен, а это уже надмирные характеристики, имеющие отношение к мифологии и эпосу.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №14

 

Но люди почти всегда - главные герои его работ. И почти всегда они в труде, тяжелом, крестьянском, но при этом удивительно оптимистичны и бодры.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №15

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №16

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №17

 

Листайте!

Искусствовед Мира Евсеевна на Даен на открытии выставки сравнила Генриха Асафова с викингом. Он словно вырубал свои картины, строил их, как корабли, чтобы подобно викингу исследовать землю и мир вокруг себя.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №18

 

Картины его действительно рубленые, как корабли, как северные срубы. И сделаны не топорно, но искусно, при этом - правдивы и суровы.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №19

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №20

 

Листайте!

В них как будто нет романтики, нет художества, все в них, в их фактуре - шершавое и мазистое.

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №21

 

Но столько в них любви и нежности ко всему, что окружает нас, к братьям нашим меньшим, столько удивительного сочувствия, что ощущаются они как гармоничные и слаженные, не смотря их на внешнюю корявость и видимую безыскусность!

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №22

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №23

 

Нетривиальный взгляд на русскую деревню  художника Генриха Асафова, изображение №24

 

Листайте!

И по уровню своего мировоззрения, и по уровню работ, он, конечно, далеко за рамками местного искусства.

Выставка в "Красном мосту" очередное этому подтверждение.