После того, как председатель ассоциации производителей иван-чая череповчанин Александр Хлынов прорвался к президенту со своей продукцией, губернатор Олег Кувшинников решил оседлать тему и сделать кипрей узколистный (так на ботаническом языке называется растение) очередным брендом Вологодской области.
Наряду с очевидными коммерческими выгодами для производителей напитка есть в этой истории и большие политические риски. Дело в том, что история «иван-чая» больше маркетинговая, чем реальная. Рассказы об исконно русских корнях растения (простите за каламбур) сильно преувеличены — первые упоминания об использовании кипрея для чаеварения относятся к началу 19-го века.
И уже тогда «иван-чай» сопровождала скандальная репутация. Разводили кипрей в Копорье, под Санкт-Петербургом, назывался напиток «копорский чай». Стоимость его была в сотни раз ниже, чем китайского чая, ввозимого в Россию. И ушлые купцы, пока караван ехал по русской земле, потихоньку подмешивали копорский чай в китайский, получая на этом баснословные прибыли. В промысел вовлекались сотни крепостных крестьян, которые собирали «иван-чай». Суррогат начали отправлять даже на экспорт под видом китайского чая.
Проблема приобрела такой размах, что к концу 30-х годов 19-го века был введен запрет на сбор кипрея и употребление «копорского чая». В словаре Даля «иван-чай» вообще назван подделкой.
С тех пор кипрей узколистный в промышленных масштабах для производства чая не использовался. Травяной напиток изготавливали в бытовых условиях в деревнях. Настой кипрея использовался в народной медицине в качестве дополнительного противовоспалительного и седативного средства, иногда как средство от запоров.
Производимый сейчас «иван-чай» — это, по сути, тот же более дешевый аналог настоящего травяного чая в другой маркетинговой «упаковке».