Как-то Петр 1, проезжая в этих местах, прилег отдохнуть и уснул, а когда проснулся, увидел, что местные мужички у него фуражку утащили (есть вариант, что комзол, но это роли не играет). Рассердился самодержец и воскликнул: «Ух вы, тигры!!!». Так и появилась Вытегра. Это легенда, а что же на самом деле?
Несет через город в Онежское озеро свои воды река Вытегра, название ее идет от племен чуди, веси, лопи и означает — озерная река — когда-то вытекала она из Маткозера, которое спустили еще в 1886 г. Первое упоминание о Вытегорском погосте встречается в 1496, но это немного в стороне, да и назывался тогда погост Гостинным берегом — останавливались заезжие гости, добирающиеся из Волги в Ладогу. Петр 1 задумал построить в этих местах водный путь, дабы заменить волок, и у места впадения в Вытегру Вянгиручья (вянги — это ручей по-карельски) появилась перевалочная база Вянгинская пристань. После смерти императора про идею о водной системе забыли на 100 лет. Когда Екатерина 2 присвоила в 1773 селению статус города, жили в нем всего 21 человек. Тем не менее, Вянгинская пристань стала городом Вытегра, с возложенной миссией укрепления торговых связей северо-запада с поволжьем и северо-востоком страны. Через 3 года город стал уездным, тогда же был утвержден план застройки с регламентом — где строительство только из камня, а где можно дерево. Закипела работа: вырубали лес, осушали болота, прокладывали прямые параллельные улицы.
С административным центром на левом берегу реки не задалось. Именно там построили первое в городе каменное здание Сретенского собора, но он очень быстро пошел трещинами, был упразднен и разобран. Может, это был знак, бог весть. На том же месте, на Красной горке к концу 19 века вырос другой Сретенский собор (1869-73), дошедший до наших дней.
Чуть позже на Бесединой горке, в память о Петре 1 (по легенде именно там он встречался с жителями д.Вянги, выбирая трассу будущей водной магистрали) построили деревянную часовню Исаакия Далматского (да, да, в Вытегре тоже есть Исаакиевский пусть не собор, но часовня, 1881). При строительстве Вытегорского водохранилища Беседина гора попала в зону затопления, часовню, стилизованную под шапку Мономаха, в стиле северного модерна, перенесли на Красную горку.
Здесь же памятник поэту Николаю Клюеву.
Как сладостный орган, десницею небесной
Ты вызван из земли, чтоб бури утишать,
Живым дарить покой, жильцам могилы тесной
Несбыточные сны дыханьем навевать.
Твоих зеленых волн прибой тысячеустный,
Под сводами души рождает смутный звон,
Как будто моряку, тоскующий и грустный,
С родимых берегов доносится поклон.
Как будто в зыбях хвой рыдают серафимы,
И тяжки вздохи их и гул скорбящих крыл,
О том, что Саваоф броней неуязвимой
От хищности людской тебя не оградил.
Перекликался со Стетенской церковью Воскресенский собор (1796-1800) на правом берегу. После революции его, к сожалению, перестороили под клуб Водников, сейчас здание занимает учреждение культуры, но не узнать в нем церковь, мне кажется, невозможно.
Вся активная жизнь города сосредоточилась вокруг торговой площади на правобережье. 3 раза в год проводились большие ярмарки, собиравшие участников со всех сторон и близких и далеких. Здесь же и каменное строительство. Надо сказать, жители были очень недовольны статусом города и, особенно, планировкой. Их дома не вписывались, приходилось переносить, а то и сносить. Вполне устраивала традиционная деревянная застройка домами в 3 окна по фасаду.Предписаниям и указаниям противились как могли, зачастую просто красили дома белой краской, чтобы создать иллюзию каменных. Но в 1847 сильный пожар уничтожил деревянную часть города, не было бы счастья, да несчастье вмешалось. Сейчас исторические строения в разной степени запущенности, очень жаль…
Дом Веретенникова 1894
Дом Галашевского 1804г
Дом Лопарева 1902 г.
Дом Кузнецова 1787 г.
Усадьба Викулина 1823 г.
Мечта Петра 1 о водной системе начала осуществляться в 1799, уже в 1810 состоялось открытие Вытегорского канала, части Мариинской (в честь Марии Федоровны) водной системы. Самый первый шлюз системы — Святого Сергия еще жив, но скорее почти мертв. Ребята, мы теряем уникальные вещи, просто сердце кровью обливается…
В честь окончания строительства системы установлен знак императору Александру 2
Канал вдохнул в город новую жизнь, несмотря на то, что железные дороги обходили его стороной. Выше по течению была деревянная же плотина и появилась первая электростанция. Машинный зал сейчас занимает музей «Водные пути Севера». К сожалению, не работал. Все вокруг более чем достойно. Не зря круизные теплоходы делают остановку на Вытегорской пристани. Правда, говорят, иностранным туристам город не показывают, тоже не зря…
Канал обмелел и с середины 20 века вышел из использования. Дальше идет история Волго-Балта. На месте Вянгинской пристани очень удачно построили гостиницу, почему-то с немецким названием, стилизованная башня маяка — смотровая площадка. Вот если молодцы, то молодцы.
Шлюз Волго-Балта… Шлюзование, конечно, завораживает, ощущение, что сухогруз там застрял, так нет, все прошло успешно.
Казалось бы, при чем тут подводная лодка… Вытегорский край оказался краем адмиралов, фамилии перечислять не стану, поверьте на слово, их немало. В начале 2000-х по Волго-Балту прибыла в город подлодка К-440, встав на вечный прикол в качестве музея боевой славы. Говорят, с ней связан казус. К-440 несла боевое дежурство в Норвежском, Средиземном, Баренцевом морях, и в Северо-Восточной Атлантике. Как-то, из-за неграмотного маневрирования она была поймана рыболовецкими сетями норвежского траулера. Личный состав снял сеть, лодка ушла на глубину, не раскрыв своей принадлежности.
Музей Клюева, к сожалению, тоже не работал, зато Краеведческий порадовал.
И напоследок… Вытегра — очень уютный город, со своими тараканами, как любой другой, с дорогами не очень, а где-то очень не, с историческими домами, которые зачастую хочется обнять и плакать, с замечательными людьми. Сюда хочется вернуться.