Железнодорожная линия Овинище — Весьегонск — Суда

[Блогово]

Посреди бескрайних лесов, вдали от областных центров расположился небольшой город Весьегонск — настоящая русская глубинка. Его название стало нарицательным, синонимом провинции. Именно через Весьегонск в начале прошлого века должна была пройти крупная железнодорожная магистраль, строительство которой так и не было закончено…

История железных дорог на северо-востоке Тверской области началась ещё в XIX веке. В 1871 году была открыта магистральная линия Бологое — Рыбинск, а в 1899 году от станции Савелино (вскоре была переименована в Сонково) открылось ответвление до небольшого городка Красный Холм.

Начало XX века ознаменовалось бумом железнодорожного строительства. Примерно в 1910 году появились планы сооружения двух крупных магистралей: Москва — Суда (район Череповца) и Санкт-Петербург — Волга (рядом с Рыбинском). Предполагалось, что линия Сонково — Красный Холм станет частью первой из них. Две магистрали должны были пересечься на станции Овинище, которая стала бы крупным железнодорожным узлом. До Первой Мировой войны успели закончить лишь постройку участка Красный Холм — Овинище. В 1917 году также близилось к завершению строительство дороги Мга (Санкт-Петербургский узел) — Овинище. Она стала дублёром главного хода Москва — Петербург. Участок Овинище — Волга так и не начал строиться.

Примерная схема железнодорожных линий на северо-востоке Тверской области. Википедия

На линии Овинище — Весьегонск — Суда работы были начаты в 1916 году и прервались после революции. Тем не менее, строительство было крайне важным для большевиков и вскоре оно продолжилось под новым руководством. В случае наступления белогвардейцев строящаяся дорога могла выполнять функции рокадной. В 1918 году стройка была объявлена «военно-срочной», на неё были переброшены дополнительные силы. Наконец, в 1919 году было открыто сквозное движение, а строители были переброшены на другую железную дорогу, «Алгемба». Ветка Овинище — Весьегонск — Суда стала первой построенной при советской власти. Интересно, что последняя железнодорожная линия, построенная до революции 1917 года, тоже находится в Тверской области: это участок Кувшиново — Селижарово, и о нём я также написал отдельный фоторепортаж.
Срочность сооружения дороги, особенно участка Весьегонск — Суда, не могла не отразиться на качестве. Все мосты были временными, деревянными, а пути укладывались по упрощённой технологии. По неподтверждённым данным, деревянный мост через реку Молога у Весьегонска в первую же весну после его постройки был разрушен ледоходом, после чего не восстанавливался. Для дальнейшей безопасной эксплуатации необходимо было отремонтировать путь и заменить мосты, а на это не нашлось достаточных средств. Военно-стратегическая необходимость со временем отпала, и дорогу, практически не успевшую поработать, решили разобрать (дефицитные рельсы были нужны в другом месте). Позднее часть трассы Весьегонск — Суда была затоплена водами Рыбинского водохранилища…

Участок Овинище — Весьегонск стал тупиковым, был впоследствии отремонтирован и продолжал действовать, связывая предприятия Весьегонска с железнодорожной сетью страны. В середине 1920-х годов на нём было открыто пассажирское движение, которое сохраняется до сих пор.

После начала Великой Отечественной войны и установления блокады Ленинграда появилась новая необходимость в рокадной дороге Овинище — Весьегонск — Суда для быстрой переброски войск и военной техники. Ситуация осложнялась тем, что в связи с военными действиями часто прерывалось движение по главному ходу Москва — Ленинград. 9 декабря 1941 года было выпущено специальное постановление Государственного комитета обороны о строительстве дороги. Но по неизвестным до сих пор причинам это решение не было выполнено, а вместо линии Весьегонск — Суда было построена ветка Подборовье — Кабожа.
После войны дорога Овинище — Весьегонск продолжила действовать. Активно вывозился лес и сельскохозяйственная продукция. В 1990-е годы объёмы движения значительно уменьшились: так, вместо почти 800 вагонов в месяц стали отправляться лишь 20-30. Участок стал малодеятельным и убыточным, неоднократно ставился вопрос о его закрытии, что могло бы ещё хуже сказаться на экономике Весьегонского района. К счастью, этого пока не случилось. Пассажирское движение также стало деградировать: курсирование поезда Сонково — Весьегонск стало выполняться только два раза в неделю, а прицепные вагоны Весьегонск — Москва и Весьегонск — Санкт-Петербург (да, были и такие) — отменены.

В начале 2015 года под угрозой отмены оказался и единственный пригородный поезд Сонково — Весьегонск, в связи с чем мы решили проехать по весьегонской ветке как можно скорее, до возможного исчезновения. Поездка состоялась 22 марта 2015 года.

Сонково — крупная станция и перекрёсток двух железнодорожных линий, лишь одна из которых (Бологое — Рыбинск) — магистральная. Вторая — знаменитая среди железнодорожных любителей «Савёловская глухомань». Проходя через небольшие городки Кашин, Сонково, Пестово, она соединяет Москву и Петербург (до середины 2000-х ходил даже такой поезд Москва-Петербург, в пути был больше почти сутки из-за многочисленных остановок). Именно по этой глухоманной и малозагруженной линии нам предстоит двигаться до Овинища, откуда начнётся ещё более тихая и глухая ветка на Весьегонск.
Поезд — типичная для таких веток «кукушка», локомотив с одним вагоном. Есть что-то особенно приятное в неторопливой поездке с редкими остановками, в видах за окном, в тёплой печке. Кроме того, только в таком поезде можно встать в заднем тамбуре и любоваться видом рельс, остающихся позади и скрывающихся за поворотом.

Почти два часа пути пролетели незаметно, и вот мы оказываемся на крошечной станции с причудливым названием Овинище-1. (О дороге Савёлово — Сонково — Овинище будет написан отдельный репортаж в двух частях).

Посёлок Овинище возник при постройке дороги практически на пустом месте. Можно сказать, что железная дорога принесла жизнь в этот глухой край. На переднем плане — водонапорная башня, ровесник дороги.

Есть и старинные ручные стрелки с подсветкой.

Интересно, что сама ветка на Весьегонск начинается не здесь, а от путевого поста Овинище-2 в нескольких километрах от станции. Путевой пост — достаточно редкое явление, которое встречается в основном в крупных железнодорожных узлах. Трудно поверить, что когда-то эта одинокая стрелка в лесу была началом целой магистрали!

Здание дежурного всё же имеется, причём явно старинное.

Отправление:

Стук колёс после Овинища-2 стал чуть тише. Уже позже, выйдя ещё раз в тамбур, я увидел деревянные шпалы на песчаной насыпи. Настоящий раритет! Пути, наверное, последний раз ремонтировались не одно десятилетие назад…

Первая остановка на весьегонской ветке — 340-й километр (на табличке почему-то написано 339-й километр).

Пейзаж и покосившийся деревянный навес над платформой напоминает ветку Земцы — Жарковский, по которой я проехал в ноябре 2014 года. С одним отличием: здесь есть жизнь! В поезде были пассажиры, пустым он не становился ни разу. Места эти хотя и малонаселённые, но безжизненными их назвать никак невозможно.
Совсем скоро ещё один «километровый» остановочный пункт — 342 километр. Впрочем, местные жители знают более правильное название :)

Вот так узнают пассажиры об изменениях в расписании. А вы случайно не знаете, который сейчас век?

Платформа Кесьма — старейшая на линии, была открыта одновременно со всей дорогой. Название своё она получила от старинного села, известного с XIV века. Местоположение несколько странно: гораздо ближе к селу находится предыдущая остановка.

Ранняя весна — пожалуй, самое живописное время года в этих краях:

Следующая остановка — 354-й километр, рядом с селом Лукино.

Без ревности к местной топонимике не обошлось и тут :)


Сквозь деревья проглядывает храм Святой Троицы, стоящий на пригорке:


Холмы Овинищенской возвышенности постепенно сменяются равниной.

Видом уходящих вдаль рельс можно любоваться бесконечно, но всё же постепенно ноги начинают уставать. Я вышел из тамбура и направился на своё место, как вдруг один молодой человек, ехавший тоже от Сонково и сидевший недалеко от меня, задал мне совершенно неожиданный вопрос:
  — Простите, пожалуйста, а вы в тамбур выходили, чтобы поснимать из окна дорогу?
  — Да, — ответил я.
  — Значит, тоже железными дорогами интересуетесь?
От слова «тоже» глаза мои чуть не выкатились на лоб от удивления.
  — Интересуюсь.
  — А мы с вами, получается коллеги по увлечению!

Необычным попутчиком оказался любитель железных дорог Николай Жиров из подмосковного Одинцова. Оказалось, что мы с ним были до этого «виртуально знакомы», он регулярно читает мой ЖЖ. Днём раньше он ездил на поезде из Сонково в Пестово и обратно, а ночью собирался возврщаться из Сонково домой, на поезде Рыбинск — Москва. Вот это встреча!
К сожалению, Николай оставил дома зарядное устройство от фотоаппарата, и сделать собственные фотографии весьегонской ветки ему не удалось.

Тем временем мы подъезжаем к остановочному пункту Ивановские Казармы, вокруг которого находятся сразу несколько сёл. В том числе Иваново, от которого остановка и получила своё название. В отличие от предыдущих остановок, табличку здесь почему-то даже решили закрасить :)

И совсем рядом — остановочный пункт Приворот:

И одноимённая деревня. До революции эта местность была одной из самых населённых в Тверской губернии, а сейчас наблюдается противоположная ситуация:

Параллельно за деревьями тянется автомобильная дорога Тверь — Бежецк — Весьегонск — Устюжна.

Но скоро она отклоняется в сторону, а поезд выезжает из леса на огромное болото.

Снова вспоминается ветка Земцы — Жарковский и болото Пелецкий Мох. Хотя последнее намного больше по площади.
SAM_1456
А незадолго до прибытия поезда в Весьегонском начинаются сосновые леса.
SAM_1460
Весьегонск настолько гармонирует с ними, что граница города практически не ощутима.

Вот и станция.

Раньше рядом с платформой стоял деревянный вокзал, который в 1997 году сгорел.


В небольших количествах грузят лес. Благодаря этому дорога и живёт.

Дежурный по станции размещается в бывшем пакгаузе:

Похоже, в течение некоторого времени после пожара здесь даже находился вокзал:

Есть и старинный пакгауз:

Вот, собственно, вся станция.

Пути продолжаются за переездом до леспромхоза и речного порта. Слева — довольно необычная вещь: миниатюрное депо для одного локомотива (как на станции Дзержинская рядом с Москвой). Трудно поверить, что когда-то здесь же проходила целая магистраль.

Поезд постоит на станции около двух часов. Этого времени вполне хватит для осмотра города.

А вот так выглядит сегодня станция Суда. Впрочем, к Весьегонской ветке эта фотография уже не имеет отношения. Почти не имееет…

Спасибо за внимание!