Ограничение скорости на Северном шоссе

[Блогово]

24 января мэр Череповца Вадим Германов объявил о решении ограничить скорость на Северном шоссе до 40км/ч, что в соцсетях вызвало волну возмущения среди водителей. Разберём аргументы противников ограничения и попытаемся объяснить, почему такие меры необходимы.

 

 

 

В России с 2013-го года отсутствует наказание за превышение скорости на 20 км/ч сверх установленного лимита, а за движение по двору со скоростью 59км/ч или по Советскому проспекту 99км/ч предусмотрен штраф всего 250р с учётом скидки.

Подобной нормы нет ни в одной стране мира. В большинстве стран, где заботятся о безопасности дорожного движения, нештрафуемый порог установлен в пределах 0 — 5 км/ч, а за скорость более 100 км/ч по городу в некоторых странах можно сесть в тюрьму. Подробнее о лимитах и штрафах в других странах можно почитать тут.

В основном у противников снижения нештрафуемого порога четыре аргумента:

1. «Если ехать по правилам, то город встанет в пробках». На самом деле многочисленные исследования показывают, что наибольшая пропускная способность улицы достигается как раз при скорости от 30 до 60 км/ч. При дальнейшем росте скорости существенно увеличивается интервал между машинами, а для безопасного выезда со второстепенной дороги приходится ждать большего просвета между машинами, что резко снижает пропускную способность примыкающих дорог. Также пробки возникают при ДТП, вероятность и тяжесть которых резко растёт с увеличением скорости. Лучше каждый день приезжать на две минуты позже, чем раз в месяц застревать на полтора часа из-за ДТП.

2. «Водителям будут приходить штрафы из-за погрешности радаров». Погрешность современных комплексов видеофиксации на уровне ±1-2 км/ч. Эти же водители спокойно едут 59 км/ч под камерами на Октябрьском мосту и не получают штрафов.

3. «Всё дело в неправильных водителях, которые не умеют ездить». Такие комментаторы забывают, что любые водители ошибаются. Высокая скорость оставляет меньше времени на реакцию и увеличивает цену ошибки.

4. «Ехать медленно ужасно скучно». С ростом скорости в разы возрастает вероятность аварии, а вероятность погибнуть в ДТП для пешехода вырастает с 10-20% на 40км/ч до 80-90% на 60км/ч. При этом максимальная скорость движения по городу практически не влияет на время поездки, что также подтверждено многими исследованиями и расчётами. В итоге на одной чаше весов оказывается удовольствие водителя прокатиться «с ветерком», а на другой здоровье и жизнь участников дорожного движения.


Примерная зависимость травм и смерти пешехода от скорости автомобиля в момент столкновения

Разговоры о снижении нештрафуемого порога хотя бы до 10км/ч периодически возникают, но руководство ГИБДД, похоже, устраивает смертность на дорогах России на уровне африканских стран, а сами генералы и министры тоже любят погонять.

Какой выход остаётся у должностных лиц "на местах", если они не могут повлиять на нештрафуемый порог?

1. Начать проектировать улицы так, чтобы на них было некомфортно ездить с превышением скорости. Этому способствуют островки безопасности на пешеходных переходах, искусственные неровности, сужение и искривление проезжей части, организация круговых перекрёстков и даже отказ от заборов вдоль улиц. Взять пример с Южно-Сахалинска

  1. Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №2

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №3

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №4

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №5

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №6

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №7

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №8

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №9

    Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №10

    2. Установить такое ограничение скорости, чтобы с учётом нештрафуемого порога скорость автомобилей была в безопасных пределах.

    С первым у нас в городе всё очень плохо. Проектировщики ничего не понимают в мерах успокоения трафика. Все новые улицы у нас — прямые, как луч лазера, гоночные трассы. Когда водитель видит гоночный трек, он едет по нему, как надо ехать по гоночному треку.


«Обновлённая» улица Некрасова

У нас в городе нет ни одного кругового перекрёстка, соответствующего нормам ПНСТ-271, или приподнятого перехода через улицу по ГОСТ 32944-2014.

Приподнятые переходы и круговые перекрёстки

Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №13

Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №14

Приподнятые переходы и круговые перекрёстки

Ограничение скорости на Северном шоссе, изображение №16
Приподнятые переходы и круговые перекрёстки

Когда надо что-то сделать здесь и сейчас, приходится идти по второму пути. По словам бывшего мэра Череповца Юрия Кузина, после установки ограничения 40км/ч на Октябрьском мосту количество происшествий на нём снизилось в три раза. Это слишком заметный положительный эффект, чтобы от него отказываться. Также Юрий Александрович заметил, что из-за нештрафуемого порога всё равно все едут 59км/ч, что по ПДД соответствует максимально разрешённой в городе скорости.

Таким образом, решение Вадима Германова об ограничении скорости на Северном шоссе всего лишь компенсирует странный нештрафуемый порог и приводит скорость транспорта в рамки, предусмотренные правилами дорожного движения.

Наше сообщество поддерживает такое решение. Мы уверены, что это поможет сделать важную городскую дорогу безопаснее.

Для комплексного развития дорожной инфраструктуры призываем Вадима Евгеньевича создать в Череповце Центр организации дорожного движения (ЦОДД), как это сделано в Москве или Центр развития городской среды, как сделано в Южно-Сахалинске. Такая важная часть города должна проектироваться не дорожными строителями и замшелыми чертёжниками, которым хочется сделать быстрее и проще, а профильными специалистами по безопасности движения, которые будут нести ответственность за принятые решения.