Совсем недавно в Великом Устюге на некоторых пешеходных переходах установили «интеллектуальную систему обеспечения безопасности» или кратко «умный переход». Поставили это чудо технической мысли специально рядом с учреждениями образования. Всё ради безопасности детей, конечно. С виду новшество эффективное и современное, но, как обычно, дьявол кроется в мелочах.
Опустим вопрос эстетичности. Допустим, что дорожная инфраструктура призвана заботиться о безопасности, а не о воспитании чувства прекрасного и не о создании образа города.
Подсветка и знак «пропусти пешехода» загорается только тогда, когда по переходу идёт человек. Если надпись не горит, значит можно мчаться не оглядываясь. Такая система не направлена на успокоение трафика, которое является одним из самых важных факторов безопасности на дорогах. Если однажды произойдёт технический сбой, то водитель, уже приученный к световым сигналам, в лучшем случае не уступит дорогу, в худшем — на полной скорости собьёт пешехода.
Внимание водителя должно быть сконцентрировано на дорожной ситуации, а не на надписях и жёлтых маячках. Рядом с переходом автолюбитель должен быть начеку, готовым к тому, что какой-то беззаботный школьник выбежит на проезжую часть.
Надо делать заметнее не переход, а пешехода. Этому принципу следуют в странах с низкими показателями смертности в ДТП. В мире давно придумали, что надо делать, если пешехода плохо видно на переходе. Вы удивитесь, но достаточно просто подсветить пешехода обычным фонарём. Не надо ни кислотно-жёлтых рамок вокруг дорожных знаков, ни жёлто-белых зебр, ни тем более каких-то «умных» переходов за 2.4 млн.