О Василии Ивановиче
Прошедший недавно день памяти Белова принес весточку: лесовозы разбили вдрызг дорогу к деревне Тимонихе, туда уже не проехать. Сейчас по зимнику, наверно, можно добраться к уцелевшим домам, но там никто не живет, и по целине придется брести по колено в снегу. Да, и зачем? Ни дыма. Пусто.
Это бесконечное стенание вокруг да около Белова как-то надоело. Все решается и свершается с каким-то ржавым скрипом, торможением. Будто речь идет не о великом (а это с годами всё яснее) писателе, а о каком-то надоевшем всем депутате. Деревня, как в знаменитом рассказе Василия Ивановича про майора, приехавшего в родные места, и нашедшего там бугорок, заросший кипреем, обречена на исчезновение. Пятистенок можно бы спасти, но в товарищах явно согласия нет: лебедь, рак и щука. Власти беспомощны. Приняли недавно макет памятника в областном центре, на котором Белов, как пейзанский бухтинник, только что не в лапоточках, с петухом на плетне. Ку-ку полное. Спасибо, что еще не сельский дурачок. Рядом в облбиблиотеке бюст революционера Бабушкина из фойе выкинули, но, чтобы (так решила госкомиссия) переменовать облбилиотеку в имя Белова, костьми лягут на рельсы. Там любимые писателЯ Водолазкин и Яхина. Повторить это только что заставили губернатора, он выучил фамилии, в один ряд поставил с Пушкиным и Достоевским. Думаю, не он, а те, кто держат его на подхвате. Вроде бы и еще мелочь внизу здесь в моем ФБ — перепечатка стихотворения Анатолия Передреева «Баня Белова» с сайта мемориальной квартиры писателя, но и там концовка отрезана, а в ней весь смысл. Болт на рельсы, но положить.
Огромная область, где имеется еще силища, к предстоящему юбилею В. И. Белова в следующем году ничего толком решить не может. Дом бы из Тимонихи перенести в музей под открытым небом Семенково, сохранить на десятилетия!.. Разграбят же, не дай Бог, сожгут. В живой еще владимирской деревне Олепино пустой дом Солоухина легко взломали, все иконы старинные, книги древние, всё украли. Уже не ку-ку, а караул! Но опять плач начнется: а родственники как же, они летом живут, и то да сё, причины ничегонеделания найдутся, дело на Руси теряется. А прах Василия Ивановича? Тоже в зимние, осенние и весенние месяцы в Тимонихе заброшен. Почему было не похоронить в Прилуцком монастыре рядом с Батюшковым?! И Тихон Шевкунов, и Распутин, Крупин, да, все уговаривали, тогдашний владыка архиепископ Максимилиан благословил. Снова началась толкотня, сам, мол, не хотел (где? когда?), то да сё. Бабушка Лермонтова приехала на Кавказ на коляске, выкопала прах внучка в Пятигорске и перевезла в родные Тарханы. И что?! Разве меньше почитания стало Лермонтову в Минводах?! Не зарастает народная тропа к бывшей могиле поэта.
Нельзя так равнодушно относиться к выдающимся людям. Народ их любит и лелеет в памяти. Белов у нас навсегда.