Как раз ко времени рассмотрения бюджета, очень некстати, в Череповецком районе произошел кризис власти. Вопросов на эту тему люди задают много, а что отвечать — не знают не только депутаты, но и администрация района, и даже прокуратура. Все наверняка в курсе, что в сентябре Н. Ю. Малкова проиграла выборы главы МО Югское и тем самым автоматически перестала быть депутатом Муниципального собрания. Она до сих пор исполняет обязанности главы района, но никто не может сказать, почему, ведь главой может быть только депутат представительного органа.
Когда говорят о «дырах» в законодательстве, то вот она, наглядная дыра. В законе о местном самоуправлении предусмотрено избрание главы района из числа депутатов Муниципального собрания, но нет статьи, прямо говорящей о прекращении полномочий главы, если депутатство закончилось.
Из-за этого разыгралась целая канитель. На последнее заседание Муниципального собрания администрация района (вернее, начальник экспертно-правового управления О.В.Травникова) вынесла поправку в Устав, которая разрешает Н. Ю. Малковой оставаться в составе Муниципального собрания, не будучи его депутатом и не имея права голоса. Обосновывая поправку, О. В. Травникова сослалась на свое личное мнение, а также на письмо генпрокуратуры от 7 декабря 2017 года, в котором есть фраза о том, что глава района может остаться до конца срока, даже если не избран в Муниципальное собрание.
Мнение генпрокуратуры — штука весомая, но только тогда, когда высказано в тему. А в 2017-м тогдашний замгенпрокурора Малиновский описывал совсем другую ситуацию — сохранение полномочий главы района, избранного по старой системе (прямыми выборами населением), после введения новой системы (двухступенчатой). В соответствии с тем письмом, например, Николай Виноградов просидел в должности главы Череповецкого района на целый год больше, чем мог бы, если бы закон применили без исключений.
Поправка в Устав в итоге принята не была. Тем не менее, сейчас каждый день пребывания в должности главы района Н. Ю. Малковой всё больше запутывает ситуацию. Любой подписанный ею документ потенциально является незаконным. Каждый рубль получаемой ею зарплаты, возможно, придется возвращать. На прошлом заседании я предложил Надежде Юрьевне быть честной с собой и избирателями и уйти в отставку. В дальнейшем ничто не помешает ей уже через 10 месяцев избраться депутатом совета Югского поселения и, если коллеги доверят ей это право, вновь вернуться в Муниципальное собрание и снова выдвинуться на должность главы района (если уж для нее так важна именно эта должность).
Крайне деструктивную позицию в данной ситуации, на мой (да и не только на мой) взгляд занимает руководство районной администрации. Попытка мутить комбинации только подрывает авторитет самой должности главы района и заметно снижает эффективность работы Муниципального собрания. Вместо обсуждения действительно насущных проблем депутатам приходится тратить время на препирательства по поводу юридических казусов.
В связи с этим мы с депутатом от Ирдоматского с/п М. И. Шиловским написали запросы в Генпрокуратуру РФ и в департамент внутренней политики правительства Вологодской области — пусть вырабатывают единую позицию. Наше твердое убеждение: главой района не может быть человек, который не представляет никого, кроме себя (независимо от личности). Существует процедура переходного периода, когда врио главы района может быть заместитель председателя Муниципального собрания. Сейчас это О. В. Муравьева, глава Малечкинского с/п. Она вполне может исполнять обязанности главы района до следующих муниципальных выборов (сентябрь 2022-го), а потом будет избран новый глава. И больше таких накладок не будет, срок полномочий депутата/главы поселения и главы района станет совпадать.
Отдельно отмечу, что группа депутатов Мунсобрания с самого начала выступала категорически против совмещения должностей главы района и главы поселения. Как видим, мы оказались полностью правы. Ничего хорошего это совмещение не принесло ни поселению, ни району.