Бесконечно читаю, как разные люди сделали для себя потрясающее открытие после похода Евы Меркачевой на обсуждение в Совете по Правам Человека (самизнаетекакого человека) ситуации вокруг присвоения телеканалу «Дождь», «Важным историям» и другим медиа статуса иноагентов.
У всех просто внезапно глаза открылись. Все вдруг обнаружили невероятное: оказывается, иноагентом можно назначить любого журналиста или блогера — было бы желание.
Вот например, Tikhon Дзядко пишет у себя:
«Закон специально написан так, чтобы признать „иноагентом“ можно было каждого. Нужно „соответствовать“ двум критериям:
1) распространять, ну то есть цитировать, другого иноагента („Свободу“*, „Медузу“*, например)
2) получать деньги из-за рубежа…»
Но к сожалению, это тоже неверно. По всей видимости, юрист, который консультировал Тихона и его коллег на «Дожде», внимательно вчитался только в последний, 8-й абзац ст. 6 «Закона о СМИ». Там действительно это написано.
Но в той же статье есть еще 3-й абзац, принятый Федеральным законом от 02.12.2019 (N 426-ФЗ).
И этим абзацем закон устанавливает, что иностранным агентом может быть признан любой человек, если он ВООБЩЕ РАСПРОСТРАНЯЕТ КАКИЕ-ЛИБО СООБЩЕНИЯ, то есть пишет и публикует что угодно. Хоть в интернете, хоть на заборе, хоть в газете, хоть в телевизоре. А вовсе не обязательно цитирует других иноагентов. Ну и второе условие остается то же: любые деньги по любому поводу из любого иностранного источника.
Вот этот текст:
«…ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО, РАСПРОСТРАНЯЮЩИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ НЕОГРАНИЧЕННОГО КРУГА ЛИЦ ПЕЧАТНЫЕ, АУДИО-, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ И ИНЫЕ СООБЩЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ „ИНТЕРНЕТ“), Юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“), МОГУТ БЫТЬ ПРИЗНАНЫ ИНОСТРАННЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, ЕСЛИ ОНИ ПОЛУЧАЮТ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И (ИЛИ) ИНОЕ ИМУЩЕСТВО ОТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЛИБО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ИМИ ЛИЦ И (ИЛИ) ОТ РОССИЙСКИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И (ИЛИ) ИНОЕ ИМУЩЕСТВО ОТ УКАЗАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…» и т. д.
Ссылка на эту статью 6 закона о СМИ в нынешней редакции будет в комментарии внизу.
Вообще-то я уже два с половиной года — с февраля 2019 — не останавливаясь говорю на всех углах, во всех эфирах и соцсетях о том, как устроен этот закон. Но почему-то только вчера, после сообщений Евы Меркачевой о потрясающих открытиях, которые она для себя сделала, все это осознали.
Я понимаю, что это плохие новости на фоне других плохих новостей. Но лучше все-таки ясно осознавать, каков масштаб безумия, в которое загоняет страну этот фараон и его законодательное и законоприменительное воинство.